Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном
доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события
пьесы.
Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном
из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от
века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две
родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в
Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и
льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички,
призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся». В
«фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть
родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим
членам московского общества идеальным, они считают ее единственно
правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает,
что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за
служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с
Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф.
– ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь.
Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского
барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь
Молчалин, и служанка Лиза.
Последний выход героя на сцену приурочен к финальному
свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в
ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая
заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа).
Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В
Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его
дочери будут судачить во всех домах Москвы. В слезном ужасе Ф.
восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение
этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в
«фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.