Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после
войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два
лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие
старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям в стране. Этот
конфликт нашел отражение в пьесе "Горе от ума”. Принадлежность к
какому-либо лагерю стала одним из принципов организации системы
образов, в том числе и женских.
К "веку минувшему” относятся все гостьи на вечере у Фамусова.
Прежде всего это типичная русская барыня екатерининского
времени Хлестова. В ее репликах можно обнаружить многие идеи,
свойственные "всем московским”. Свояченица Фамусова "от скуки взяла с
собой арапку-девку”. Старуха говорит о ней не как о человеке, а как о
вещи, полученной в подарок. Вторит Фамусову Хлестова, рассуждая об
образовании:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
В унисон процитированным звучат слова другой представительницы
старшего поколения, княгини Тугоуховской, вспоминающей профессоров
Петербургского педагогического института, которые "упражняются в
расколах и в безверьи”, и своего племянника, князя Федора, учившегося у
них.
Еще одна колоритная представительница старой московской знати
— это графиня бабушка Хрюмина. Она так стара, что уже не может быть
идеологом своего века. Единственное разумное замечание, которое мы
услышим от нее: "Когда-нибудь я с бала да в могилу”. Это отголосок
философии хозяина дома, чья жизнь состоит из обеда, погребенья и
крестин: существование графини — это бал, заканчивающийся смертью.
Остальные же реплики Хрюминой служат для усиления комизма пьесы.
Моложе трех описанных почтенных барынь Наталья Дмитриевна, но
она готовится повторить их своими манерами и пристрастиями. Так же как
и княгиня, у которой муж на посылках, Горич распоряжается своим
супругом. Ее фраза "Мой муж — прелестный муж...” перекликается со
словами Молчалина, сказанными Хлестовой: "Ваш шпиц — прелестный
шпиц...” Тем самым когда-то деятельный Платон Михайлович уподобляется
декоративной собачке.
Замужняя Наталья Дмитриевна по своим интересам, однако, близка
и к молодым княжнам Тугоуховским, вместе с которыми она с удовольствием
обсуждает наряды. В том числе и об этих барышнях были сказаны слова
Фамусова: "Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой...”
Еще одна девушка, которая, как и княжны, ищет жениха, — графиня-внучка.
Все московские невесты — те самые "девицы”, любящие военных,
отличающиеся благонравием и патриотизмом, о которых говорит Фамусов в
монологе о Москве. Но в то же время именно княжны произносят так
возмутившие Чацкого слова: "Ах! Франция! Нет в мире лучше края!”
Преклонение всех женщин, кроме Хлестовой, перед иностранным проявляется
и в изобилии галлицизмов в их речи.
Идеолог "века минувшего” дает характеристику не только
молодежи; он не забывает дам, которые "судьи всему, везде, над ними нет
судей”. Это, конечно, о Хлестовой, наверное, о Хрюминой. Но в своем
монологе Павел Афанасьевич упоминает других:
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
О последних двух в комедии выскажутся еще Чацкий и Молчалин.
Первый посмеется над традиционной любовью ко всему французскому княгини
Пульхерии Андревны, второй расскажет нам о необыкновенной влиятельности
Татьяны Юрьевны. Это черты неиндивидуальные. Они присущи каждой из
перечисленных дам, а вероятно, и загадочной Марье Алексееве, мнения
которой так боится Фамусов.
Из всех героев "Горя от ума”, принадлежащих к фамусовскому
лагерю, только Скалозуб пока более или менее независим от женщин.
Свободны от их влияния и представители "века нынешнего”. Все остальные
боятся дамского суда.
Женские образы, встречающиеся в произведении, либо служат для
усиления комизма (это и тетушка Софьи, у которой из дому сбежал
"молодой француз”, и княгиня Ласова, ищущая мужа, и мать Чацкого, Анна
Алексеевна, которая "с ума сходила восемь раз”), либо как-то связаны с
действующими лицами (Прасковья Федоровна и вдова докторша упоминаются в
календаре Фамусова. Настасья Николаевна — родственница Скалозуба, дочь
барона фон Клоца — жена Репетилова). Все эти внесценические персонажи
помогают раскрыть характеры действующих лиц.
Отдельно надо говорить о Софье Павловне и служанке Лизе. Эти
героини включены в любовную интригу. Поэтому многое в них обусловлено
традициями трактовки комедийных образов.
Но в то же время обе героини — индивидуальности, не укладывающиеся в классические рамки.
В соответствии с системой ампира Софья должна бы быть идеальной
героиней. Но в 4Горе от ума” этот образ неоднозначен. С одной стороны,
дочь Фамусова была воспитана своим отцом, мадам Розье, дешевыми
учителями — "побродягами”, сентиментальными французскими романами. В
словах и поведении девушки проглядывает мечта о "муже-слуге”. Но с
другой, Софья предпочитает бедного Молчалина богатому Скалозубу, не
преклоняется перед чинами, способна на глубокое чувство, может сказать:
"Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!” Гончаров И. А. видел в дочери
Фамусова "задатки недюжинной натуры”. Действительно, только она
способна понимать Чацкого и на равных отвечать ему, мстить, распустив
сплетню о его сумасшествии; только ее речь можно сопоставить с языком
Чацкого. Любовь Софьи к Молчали-ну —это вызов воспитавшему ее обществу.
Не укладывается в рамки образа субретки и Лиза. Конечно, она
сообразительна и хитра. Благодаря этим двум ее качествам Фамусов не
застает Молчалина в комнате Софьи. Она смелая и готова возразить
господину. "Позвольте мне, сударь...” — начинает она, когда Павел
Афанасьевич говорит о своем "монашеском” поведении. Веселость служанки
отмечают Молчалин и хозяин дома. Лиза входит в два дополнительных к
основному любовных треугольника. Она же играет роль второго (после
Чацкого) резонера, давая характеристику Фамусову, Скалозубу, Чацкому,
обобщая идеи московского общества ("...Грех не беда, молва не хороша”),
высказывая мысли Грибоедова:
...Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.
Женских образов в комедии Грибоедова необычайно много. Все они
служат для выполнения стоявшей перед автором задачи, заключавшейся в
том, чтобы как можно полнее отразить эпоху со всеми ее противоречиями и
перспективами на будущее.