Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925) родился 3 октября 1895 года в Рязанской губернии в селе Константиново (современное название - Есенино) в небогатой крестьянской семье. Свое детство Сергей провел в доме деда, начетчика-старообрядца.
В 1904 году Есенин поступил в четырехклассное земское училище, которое закончил в 1909 году с отличием. Затем он продолжил обучение в закрытой церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики. В 1912 году Есенин закончил обучение и получил диплом учителя .
Вскоре Сергей Александрович переезжает в Москву, работает в конторе книгоиздательства "Культура", в типографии И.Д.Сытина.
Есенин много занимается самообразованием, много читает, ходит на лекции в Народный университет имени А.Шанявского. В 1914 году в детском журнале "Мирок" опубликовано первое стихотворение Есенина - "Береза".
В 1915 году поэт переезжает в Петербург, чтобы быть в самой гуще литературной жизни. В Петербурге Есенин сблизился с членами литературной группы "Краса" Н.А.Клюевым, А.М.Ремизовым, С.М.Городецким, которые в своем творчестве воспевали быт русской деревни.
В 1916 году Сергей Есенин издает первый сборник своих стихов "Радуница", центральным образом в котором являлась крестьянская Русь. В это время поэт знакомится с Горьким, с Блоком.
Октябрьскую революцию Сергей Есенин принял восторженно, свое отношение к ней поэт выразил в поэмах "Отчарь" (1917), "Октоих" (1918), "Инония" (1918), "Пантократор" (1919).
В 1919 году Есенин вместе с В.Шершеневичем, Р.Ивневым, А.Мариенгофом создает новое литературное течение - имажинизм. В своем творчестве Сергей Есенин широко использует народные поэтические традиции, его стихи проникнуты необыкновенной лиричностью.
В то же время Есенин пишет и эпические произведения - поэмы "Пугачев" (1920 - 21), затем, после поездки в 1922 - 23 по Европе и США, поэтом написана "Баллада о двадцати шести" (1924), "Анна Снегина" (1925).
Последние дни жизни Сергея Есенина наполнены ощущением обреченности, поэту кажется, что что он становится поэтическим анахронизмом, которому не остается места в окружающем мире. Эта депрессия привела к тому, что 28 декабря, в Ленинграде, Есенин покончил с собой. Похоронен поэт в Москве, на Ваганьковском кладбище.
...Кто такой Есенин?
Талантливый писатель, крестьянский поэт, вся судьба его — как на ладони — ясна социологически так, что ее можно вобрать в пару формул. А результат его жизин и смерти оказался неожиданным, свидетельствующим об известных болезнях некоторой части нашей молодежи.
Вспомним биографию Есенина. Крестьянский парень (не вполне, конечно, крестьянский. Когда он приехал в безрукавке и в розовой рубахе, это был маскарад: Есенин кончил учительский семинарий и был крестьянским интеллигентом), попал он сюда во времена Распутина, когда крестьянский запах и при дворе был приятен. Есенин был знаком с Распутиным и со двором, его туда приглашали. И писал он со всей свежестью своего таланта крестьянские песнопения, отдающие ладаном, с церковным устремлением.
Это — первый Есенин, искренний, но подпорченный, подпорченный церковью и т. п.
Когда он приехал в город, его начали на руках носить — вот, мол, что нам подарила деревня. Что он усмотрел в городе? Увидал он труд в городе, науку, увидал он город революции? Нет. Он увидал кабацкий город. Его подхватила интеллигенция футуро-имажинистская, кабацкая богема уцепилась за него, сделала из него вывеску и в то же время научила его нюхать кокаин, пить водку, развратничать.
Пришла революция. Первое время революции принесло с собой какой-то колоссальный гром. Есенин почувствовал, что где-то что-то сыплется — стекла, камни, железо.
Почему? Чорт его знает, почему. Но кабак остался, хоть и покривился, в кабаке остался Есенин. Здесь начался третий период, когда он задумался прежде всего потому, что гром революции ударил ему в уши. Во-вторых, ему стало страшно перед кокаином, водкой, развратом, которые пожирали его тело, душу и талант. Он рванулся тогда к новой жизни, к революции; и в одном замечательном стихотворении он пишет: "Хотел бы я, задрав штаны, бежать за комсомолом". Вот чего он хотел тогда. Бросить все и бежать за комсомолом, чтобы спастись.
Он обращался ко всем нам, и ко мне в том числе, и просил: спасите — я в этом хулиганстве, в этом надрыве нервов, которые жаждут кокаина, погибаю. Протяните мне руку!
Мы его отправляли в санаторий, старались помочь, приручить. Он садился за томы Маркса и с трогательным неумением все это перечитывал, старался приноровиться к советской общественности, иной раз писал недурные стихи, большей частью холодные, потому, во-первых, что вникнуть в революцию, понять, полюбить это гигантское дело для человека, который не рожден в ее огне, не шутка; во-вторых, потому, что силы были подорваны. Он говорил: что вы хотите, у меня руки дрожат и зубы стучат, и я думаю об одном: надо опять выпить, чтобы привести себя в порядок. Вот в каком положении был этот человек.
И, когда он увидел, что утекают все его силы, что он становится своим собственным надгробным памятником, когда он увидел, что он не может в новой жизни найти свою собственную новую жизнь, что он выпотрошил свою кипевшую, эту — теперь опустошенную, в хулиганстве утопающую жизнь, он решил, что лучше расправиться с собой, чем жить унылой, никчемной жизнью.
Что это? Это — великий урок для молодежи, который показывает, что даже такой человек, как Есенин, когда он начинает поддаваться хулиганству и унынию, готовит себе преждевременную кончину, преждевременную петлю.
А как восприняла это некоторая часть молодежи? Герой! Его смерть — укор советской действительности, она показывает, что даже талантливые люди кончают жизнь самоубийством. Если я разбил вчера морду или если я пьян, не знаю куда себя деть, что с собою делать, то это потому, что я талантлив, потому что я — избранный, потому что я — есенинец, а если меня угораздит в петлю — то кланяйтесь мне в ножки! Вот как это было принято частью молодежи.
Вместо того, чтобы сказать: талантливый человек загубил себя, потому что не нашел, — благодаря соблазну, пагубной страсти к кокаину и вину, хулиганству, унынию, — путей к революции, стали говорить: и наше революционное время оправдывает такую вещь, как самоубийство — посмотрите на такого талантливого человека, как Есенин. Такое ложное преломление есенинщины показало болезненное настроение некоторой части молодежи...