ЧААДАЕВ Пётр Яковлевич (27.5(7.6). 1794, Москва, - 14(26).4.1856, там же), русский мыслитель и публицист.
Родился в дворянской семье (мать - дочь историка князя М. М. Щербатова). В 1808-11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14.
С 1816 член масонской ложи "Соединённых друзей" (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьёвым-Апостолом); с 1816 близкий друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в "Союз благоденствия", в 1821 в Северное общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823-26 путешествовал за границей (в Германии, Великобритании, Франции), познакомился с Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне, религиозно-философские идеи которых оказали на него глубокое воздействие.
По возвращении в Россию жил в Москве; в 1829 -31 создал своё главное произведение - "Письма о философии истории" (на французском языке), за которым утвердилось название "Философических писем". Обнародование первого из них в журнале "Телескоп" (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от "всемирного воспитания человеческого рода", национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии.
"Высочайшим повелением" Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Написанная Чаадаевым в ответ на обвинения в недостатке патриотизма "Апология сумасшедшего" (1837), где Чаадаев, говоря о России, утверждал, что "мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, ...ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество" (Соч. и письма, т. 2, М., 1914 с. 227), при жизни Чаадаева напечатана не была.
Лишённый какой-либо возможности объясниться в печати, Чаадаев оставался влиятельным мыслителем, оказавшим значительное воздействие (особенно постановкой проблемы исторических судеб России) на представителей различных направлений - как на западников, так и на славянофилов, способствовавшим духовному формированию А. И. Герцена, В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина и др.
В "Философических письмах" Чаадаев объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение "революционным католицизмом": Чаадаева вдохновляла несовместимая с католической ортодоксией "сладкая вера в будущее счастье человечества", он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Чаадаев предсказывал, однако, его победу ("социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники"). Философско-историческая мысль Чаадаева явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом.
Соч.: Соч. и письма, под ред. М. Гершен-зона, т. 1-2, М., 1913-14; Неопубл. ст., в сб.: Звенья, кн. 3-4, М. -Л., 1934; Три письма [И. С. Гагарину и Шеллингу], там же, кн. 5, М.-Л., 1935; Неизд. "Философические письма", в кн.: Литературное наследство, № 22-24, М., 1935.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Алология сумасшедшего, Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; Плеханов Г. В., П. Я. Чаадаев, Соч., т. 23, М.-Л., 1925; Гершензон М. О., Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ, 1908; Шкуринов П. С., Мировоззрение П. Я. Чаадаева, М., 1958; Григорьян М. М., Чаадаев и его философская система, в кн.: Из истории философии, в. 2, М., 1958; Лебедев А. А., Чаадаев, М., 1965; Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, "Коммунист", 1966, № 12; Смирнова З. В., П. Я. Чаадаев и русская общественная мысль 1-й пол. 19 в., "Вопросы философии", 1968, № 1; W inkier М., P. J. Caadaev, В., 1927; Quenet Ch., Tchaadaev et les Lettres philosophiques, P., 1931; Моskоff E. A., The Russian philosopher Chaadayev, his ideas and his epoch, N. Y., 1937; Falk H., Das Weltbild P. J. Tschaadajews nach seinen acht Philosophischen Briefen, Munch., 1954.