Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих
детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная,
оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была
вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного
чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою
очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания.
Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская
подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее.
Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое
в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что
ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской
семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и
мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины
Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня
находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго
забывается в кабаке. Катерина Ивановна же _ натура страстная, дерзкая,
бунтарская и нетерпеливая.
Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова
показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе,
что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. "И
слава богу, что помирает! Убытку меньше!" - восклицает Катерина
Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около
больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню.
Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель.
Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым,
"волнуясь и страдая и ломая руки". А немного позднее, когда Лужин
публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким
ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину
Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства.
Сам Достоевский говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и
не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить
ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было".
Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило
Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно
подчеркивает это стремление словами "гордо и с достоинством осмотрела
своих гостей", "не удостоила ответом", "громко заметила через стол".
Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое
большое чувство — доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря:
"Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка
нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит". Она, крепко прижимая
Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит:
"Соня! Соня! Я не верю!" В поисках справедливости Катерина Ивановна
выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на
голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский,
противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы
приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна
отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В
беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их
сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на
спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет
просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова,
с которыми она умирает, ("уездили клячу", "надорвалась")В лице Катерины
Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе
огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой
литературы.