Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» – по-моему, одно из самых выдающихся
произведений русской и мировой литературы. Многие страницы этого романа
посвящены одной из «любимых» писателем тем – теме семьи. Писатель
считал, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражение те
несметные процессы, которые происходят в обществе. Толстой видел в
семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет
хорошим или плохим, а таковым его делает семья и та атмосфера, которая
господствует внутри нее. В романе показаны герои, которые проходят
определенный путь идейно-духовного развития, совершая многочисленные
ошибки, они стараются найти свое место в жизни, осознать свое
предназначение. Все эти герои показаны на фоне семейных отношений.
На протяжении всего романа автор хотел показать, а также
сопоставить между собой различные семьи, которые являются типичными для
своего времени. В этом сравнении автор нередко использует прием
противопоставления (антитезы): одни семьи показаны развивающимися,
тогда как другие являются как бы «приостановленными» в их развитии,
будто бы замерло дыхание в их жизни. К последним относится семья
Курагиных. Толстой, показывая всех её членов, будь то Элен или князь
Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Это не
случайно: внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой
семье присутствуют многие человеческие по-роки. Так, хитрость, подлость
и лицемерие князя Василия обнаруживаются в его отно-шении к неопытному
Пьеру, которого он презирает как незаконнорожденного. Как только Пьер
получает наследство от умершего графа Безухова, мнение о нем полностью
меняется, и князь Василий начинает видеть в Пьере отличную пару для
своей дочери Элен. Такой поворот событий объясняется низкими и
корыстолюбивыми интересами князя Василия и его дочери. Элен,
согласившись на брак по расчету, обнаруживает свою нравственную
низость. Ее отношения с Пьером трудно назвать семейными, так как
супруги все время в разлуке. К тому же Элен своеобразно высмеивает
желание Пьера иметь детей: она не хочет обременять себя лишними
заботами. Дети, в ее понимании, – обуза, мешающая жить. Такое низкое
нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он
писал, что главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и
воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность жизни
Элен. Не выполнив своего назначения в этом мире, она умирает. Никто из
семьи Курагиных не оставляет после себя наследников.
Полная противоположность Курагиным – семья Болконских, главной
чертой ко-торой, как мне кажется, можно назвать стремление следовать
законам разума. Здесь чувствуется авторское желание показать людей
чести и долга, сложные характеры.
Отец семейства – князь Николай Андреевич Болконский. Его
характеризует истинный патриотизм, широта политического кругозора,
понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Это человек,
который ставит честь и долг выше других ценностей человека. Наиболее
ярко это проявляется в сцене прощания с сыном – князем Андреем
Болконским, уезжающим на войну. Сын не подводит своего отца.
В его сыне также воплощены лучшие черты дворянства, передовой
дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей
жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное
чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов, его «Тулона». Так,
оказывается развенчанным в его сознании Наполеон, а в его жизнь войдет
любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света.
Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противо-стоящей
фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и
его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям,
которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей
какой-то особой истины у «божьих людей», и многих других людей, с
которыми он сталкивается в жизни. В отличие от многих адъютантов, он не
отсиживается в штабе, а находится на передовой, в самом центре военных
действий. Автор подчеркивает его ум и благородство. После смерти жены у
князя Андрея остался Николенька. Мы можем не сомневаться, что он станет
достойным человеком и, подобно своему отцу и деду, не запятнает чести
старинного рода Болконских.
Своеобразным исключением в семье Болконских является дочь
старого князя Болконского – Марья, которая живет только ради
самопожертвования, которое уже перешло в моральный принцип,
определяющий всю ее жизнь. Марья – человек чистой души, набожный,
терпеливый и добрый. Отец не показывал своих чувств к ней, так как это
было не в его правилах. Марья понимает все капризы князя, относится к
ним безропотно, так как знает, что отцовская любовь к ней спрятана
где-то в глубине его души. Старый князь, не имея возможности излить
свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко. Княжна Марья
не перечит ему: умение понять другого человека, войти в его положение –
вот одна из главных черт её характера. Эта черта часто помогает
со-хранить семью, не дает ей распасться.
Другое противопоставление семье Курагиных – семья Ростовых,
показывая ко-торых, Толстой акцентирует внимание читателя на таких
качествах людей, как доброта, душевная открытость внутри семьи,
нравственная чистота, приближенность народу. К Ростовым тянется много
людей, многие им симпатизируют. В отличие от Болконских, внутри семьи
Ростовых часто царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Может быть,
так не всегда бывает в действительности, но Толстой хотел
идеализировать открытость, показать ее необходимость между всеми
членами семьи. Каждый член семьи Ростовых индивидуален. Так чувство
семьи, которое в мирной жизни свято берегут близкие к народу Ростовы,
окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.
Николай, старший сын Ростовых, – человек храбрый,
бескорыстный, он горячо любит своих родителей, сестер. Толстой
отмечает, что Николай не скрывает от семьи своих чувств и желаний,
которые его переполняют. Вера, старшая дочь Ростовых, заметно
отличается от других членов семьи. Она выросла чужой в своей семье,
замкнутой и злобной. Показывая графиню, Толстой делает акцент на такой
ее черте, как эгоизм. Графиня думает исключительно о своей семье и
желает видеть своих детей счастливы-ми, во что бы то ни стало, даже
если их счастье будет построено на несчастии других людей. Толстой
показал в ней идеал матери-самки, которая беспокоится только за своих
детенышей. Это наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из
Москвы во время пожара. Наташа, имея добрую душу и сердце, помогает
раненым выехать из Москвы, отдавая им подводы, и оставляет в городе все
накопленное богатство и пожитки, так как это дело наживное. Она без
колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей.
Графиня же не без колебаний соглашается на такую жертву. Здесь
проглядывает слепой материнский инстинкт.
В конце романа автор показывает нам становление двух семей:
Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи
Ростовой. И княжна, и Наташа, каждая по-своему, нравственно высоки и
благородны. Они обе много страдали и, наконец, обрели свое счастье в
семейной жизни, стали хранительницами семейного очага. Как писал
Достоевский: «Человек родится не для счастья и заслуживает его
страданием». Этих двух героинь объединяет одно: они смогут стать
прекрасными матерями, смогут воспитать достойное поколение, что, по
мнению автора, является главным в жизни женщины, и Толстой во имя этого
прощает им некоторые недостатки, свойственные обыкновенным людям.
В итоге мы видим, что «мысль семейная» является одной из
основополагающих в романе. Толстой показывает не только отдельных
людей, но и семьи, показывает сложность взаимоотношений как внутри
одной семьи, так и между семьями.
В семьях, описываемых Толстым, как бы снимается
противоположность между супругами, в общении между ними
взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи
Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь
противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой
любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее
душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным,
нравственным миром, в котором всегда жила его жена». И трогательна
покорная, нежная любовь Марьи «к этому чело-веку, который никогда не
поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее,
с оттенком страстной нежности, любила его».
В эпилоге «Войны и мира» под крышей лысогорского дома
собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные Ростовские,
Болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. «Как в
настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно
различных миров, которые, каждый, удерживая свою особенность и делая
уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое
событие, случавшееся в доме, было одинаково - радостно или печально –
важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои,
независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо
событию».