Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо - мещанским бытом. Ему легче легкого было исполнить совет Пушкина: "Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком". Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе. Нянюшка Авдотья Ивановна Кутузова славилась как большая мастерица сказывать сказки. Его крестный отец - титулярный советник, его крестная мать - надворная советница. От них и от бывавших в доме сослуживцев отца будущий автор "Доходного места" мог вдоволь понаслышаться чиновничьих разговоров. А с тех пор как отец оставляет службу и становиться частным поверенным по делам торговых фирм, в доме не переводятся купцы.
Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека.
Здесь можно найти первые издания "Руслана и Людмилы", "Цыган", "Горе от ума" и многих других образцовых произведений отечественной литературы.
С 1835-1840 гг. – Островский учится в Первой Московской гимназии. В 1840 году по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета. В университете студенту юридического факультета Островскому посчастливилось слушать лекции таких знатоков истории, юриспруденции и литературы, как Т.Н. Грановский, Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь будущему автору "Минина" и "Воеводы" впервые открываются богатства русских летописей, язык предстает перед ним в исторической перспективе. Но в 1843 году Островский уходит из университета, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
Второй университет - Малый театр.
Пристрастившись к сцене еще в
гимназические годы, Островский становится
завсегдатаем старейшего русского театра.
1847
– в "Московском городском листке"
Островский публикует первый набросок
будущей комедии "Свои люди – сочтёмся" под
названием "Несостоятельный должник", затем
комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии
"Семейная картина") и очерк в прозе "Записки
замоскворецкого жителя".
"Самый памятный для
меня день в моей жизни, - вспоминал Островский,
- 14 февраля 1847 года...С этого дня я стал
считать себя русским писателем и уже без
сомнений и колебаний поверил в свое
призвание".
Признание
Островскому приносит комедия "Свои люди –
сочтёмся" (первоначальное название – "Банкрут",
закончена в конце 1849г.). Ещё до публикации она стала популярной (в
чтении автора и П.М. Садовского), вызвала
одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Т.H. Грановского
и др.
"Он начал необыкновенно..." -
свидетельствует И.С. Тургенев. Его первая же
большая пьеса "Свои люди - сочтемся"
произвела громадное впечатление. Ее
называли русским "Тартюфом", "Бригадиром"
XIX столетия, купеческим "Горем от ума",
сравнивали с "Ревизором"; вчера еще никому неведомое имя Островского ставилось
рядом с именами величайших комедиаграфов -
Мольера, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.
В правительственных сферах комедия эта вызвала переполох. Драматической цензурой она была сразу же запрещена к представлению на сцене. "Все действующие лица...отъявленные мерзавцы, - писал цензор. Разговоры грязны; вся пьеса обида для русского купечества". И все же, по недосмотру московской цензуры, пьеса была напечатана в мартовской книжке журнала "Московитянин" за 1850 год. Вот тогда - то и посыпались жалобы на молодого драматурга от оскорбленного купечества, вот тогда - то и занялись его комедией высокопоставленные сановники и даже сам государь император. Царь перечитал донесение, помедлил несколько и начертал своим мелким почерком в углу: "Совершенно справедливо, напрасно напечатано...". Еще помедлил и добавил: "...играть же запретить". И размашисто расписался: "Николай".
За "неблагонадежным" автором было
установлено секретное полицейское
наблюдение. Гениальная комедия была
поставлена на сцене в 1861 году, через
двенадцать лет после ее написания.
После
комедии "Свои люди – сочтёмся" Островский
каждый год выпускает по одной, а иногда по
две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес
различных жанров – от трагедии
до драматических эпизодов. Кроме того, есть
ещё пьесы, написанные совместно с другими
драматургами – С.А. Гедеоновым, Н.Я. Соловьёвым,
П.М. Невежиным, а также свыше 20 переводных
пьес (К. Гольдони, Н. Маккиавели, М. Сервантес,
Теренций и т.д.). В 1859 году Островский
перевел "Гециру" древнеримского
драматурга Теренция, в которой важна тема
невестки и свекрови (сравните с пьесой "Гроза").
Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870 г.), писал в различные ведомства многочисленные "Записки", "Проекты", "Соображения", предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства. Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая, позднее - Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др.).
Театральная биография Островского вообще не совпадала с его литературной биографией. Зрители знакомились с его пьесами совсем не в том порядке, в каком они были написаны и напечатаны. Только через шесть лет после того, как Островский начал печататься, 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии "Не в свои сани не садись" в Малом театре. Пьеса, показанная зрителям первой, была шестой законченной пьесой Островского.
В это же время драматург вступил в гражданский брак с девицей Агафьей Ивановной Ивановой (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.
В 1869 году, после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза, Островский вступил в новый брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.
Член-корреспондент Императорской Санкт - Петербургской Академии Наук (1863 г.)
Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г. Белинского. Для Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник – это своего рода исследователь- "физиолог", который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого "физиологического очерка", широко распространённого в литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере "физиологического очерка" (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и "картины": "Семейная картина", "Утро молодого человека", "Неожиданный случай"; позднее, в 1857году, - "Не сошлись характерами").
В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь - экспериментатор. Наглядно это показывают дневники его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки (1865 г.) по верхней Волге с целью всестороннего обследования края.
Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником – после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с "Грозы" и заканчивая "Бесприданницей" и "Воеводой (Сон на Волге)". Кроме того, возникает замысел цикла пьес под названием "Ночи на Волге" (осуществлён частично).
"Без вины виноватые" - последний из шедевров Островского. В августе 1883 года, как раз в пору работы над этой пьесой, драматург писал своему брату: "Забота писательская: есть много начатого, есть хорошие сюжеты, но ...они неудобны, нужно выбирать что - нибудь помельче. Я уж доживаю свой век; когда же я успею высказаться? Так и сойти в могилу, не сделав всего, что бы я мог сделать?"
В конце жизни Островский, наконец - то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 году занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены.
Островский не только учил, он и учился. Многочисленные опыты Островского в области перевода античной, английской, испанской, итальянской и французской драматической литературы не только свидетельствовали о его прекрасном знакомстве с драматической литературой всех времен и народов, но и по справедливости рассматривались исследователями его творчества как своеобразная школа драматургического мастерства, которую Островский проходил всю свою жизнь (он начал в 1850 году с перевода шекспировской комедии "Укрощение строптивой").
Смерть застала его за переводом шекспировской трагедии "Антоний и Клеопатра") 2(14) июня 1886 года в имении Щелыково , Костромской области, от наследственной болезни — стенокардии. Он сошел в могилу, не сделав всего, что он мог сделать, но сделал он чрезвычайно много.
После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 года, в Москве, на Театральной площади перед зданием Малого театра, где осуществлялись постановки его пьес, был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).
А.Н. Островский занесен в российскую Книгу
рекордов "Диво" как "самый
плодовитый драматург" (1993).
Творчество
Островского можно разделить на три периода:
1-й – (1847- 1860), 2-й – (1850-1875), 3-й – (1875-1886).
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
(1847- 1860)
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом "Москвитянин", публикует в нем свои пьесы. Начиная как продолжатель гоголевской обличительной традиции ("Свои люди – сочтёмся", "Бедная невеста", "Не сошлись характерами"), затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала "Москвитянин" А.А. Григорьева, в пьесах Островского начинают звучать мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины ("Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). Эти настроения приглушают критический пафос Островского.
С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала "Современник" – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов ("В чужом пиру похмелье" (1855), "Доходное место" (1856), "Гроза", (1859).
ВТОРОЙ ПЕРИОД
(1860-1875)
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863 г., "Шутники", 1864 г., "Пучина", 1865 г.), по - прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин - Сухорук" (1861 г.; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864 г.; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866 г.), "Тушино" (1866 г.). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий ("На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868 г.), "Бешеные деньги" (1869 г.), "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875 г.). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах "Снегурочка" (1873 г.) – "весенняя сказка", по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД
(1875 - 1886)
Почти
все драматические сочинения Островского 70-х
и начала 80-х гг. печатаются в журнале "Отечественные
записки". В этот период Островский создает
значительные социально-психологические
драмы и комедии о трагических судьбах богато
одарённых, тонко чувствующих женщин в мире
цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878
г.,
"Последняя жертва", 1878 г., "Таланты и
поклонники", 1882 г., и др.). Здесь писатель
разрабатывает и новые формы сценической
выразительности, в некоторых отношениях
предвосхищающие пьесы А.П. Чехова:
сохраняя характерные черты своей
драматургии, Островский стремится
воплотить "внутреннюю борьбу" в "интеллигентной,
тонкой комедии" (см. "А.Н. Островский в
воспоминаниях современников", 1966, с. 294). Драматург остался в истории русской литературы не просто "Колумбом Замоскворечья", как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 века. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
В драматургии Островского вместилась вся Россия - ее быт, ее нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, о русском человеке, о русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира созданий Островского.
Не с холодным любопытством, но с жалостью и
гневом взираем мы на жизнь, воплощенную в
пьесах Островского. Сочувствие к
обездоленным и негодование против "темного
царства" - вот чувства, которые драматург
испытывал и которые он неизменно вызывает в
нас. Но особенно близка нам надежда и вера,
которые всегда жили в этом замечательном
художнике. И мы знаем - эта надежда на нас,
это вера в нас.
1823 | 31 марта (12 апреля) в семье коллежского секретаря Николая Федоровича Островского родился сын Александр. |
1835 | Поступил в третий класс Московской губернской гимназии. |
1840 | Зачислен студентом юридического факультета Московского университета. |
1843 | Стал чиновником Московского совестного суда. |
1845 | Переходит на службу в Московский коммерческий суд. |
1847 | В "Московском городском листке" публикуются первые произведения Островского - "Записки замоскворецкого жителя", отрывки из комедии "Несостоятельный должник" и одноактная комедия "Картина семейного счастья". |
1848 | Первая поездка в
имение отца Щелыково (Костромская
губерния). С 1868 года Островский проводит здесь каждое лето. |
1849 | Закончена первая большая комедия - "Банкрот" ("Свои люди - сочтемся"). |
1852 | Закончена комедия "Бедная невеста". Увольнение из Московского коммерческого суда. |
1853 | Закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия "Не в свои сани не садись". |
1856 | Поездка по верховьям Волги. Написана комедия "Доходное место". |
1858 | Закончены сцены из деревенской жизни - пьеса "Воспитанница". |
1859 | Переведена "Гецира" Теренция. Написана драма "Гроза". |
1861 | Окончена работа над драматической хроникой "Козьма Захарьич Минин - Сухорук". |
1862 | Поездка за границу. |
1863 | Избирается членом - корреспондентом Академии наук. |
1865 | Написана историческая комедия "Воевода" ("Сон на Волге"). Островский становится одним из основателей и руководителей Артистического кружка. |
1868 | Написаны две комедии: "На всякого мудреца довольно простоты" и "Горячее сердце". |
1870 | Закончены комедии "Бешеные деньги" и "Лес". Островский становится во главе Общества драматических писателей и русских композиторов. |
1871 | Написаны сцены из московской жизни "Не было гроша, да вдруг алтын". |
1873 | Закончены сцены из жизни захолустья "Поздняя любовь" и весенняя сказка "Снегурочка". |
1875 | Написана комедия "Волки и овцы". |
1876 | Работает с молодым драматургом Н.Я. Соловьевым над комедией "Женитьба Белугина" и пишет комедию "Правда хорошо, а счастье лучше". |
1877 | Пишет комедию "Последняя жертва". |
1878 | Заканчивает драму "Бесприданница". |
1883 | Заканчивает комедию "Без вины виноватые". |
1886 | Приступает к
исполнению обязанностей заведующего
репертуарной частью московских
императорских театров. 2 (14) июня - в Щелыкове во время работы над переводом трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра" Александр Николаевич Островский скончался от приступа грудной жабы. Похоронен на кладбище села Николо Бережки, близ Щелыкова. |