
Беседы со всеми желающими закончились для Сократа плачевно — его обвинили в антигосударственной деятельности, в поклонении новому божеству — демону. Он был помещен в темницу, откуда отказался бежать, несмотря на просьбу друзей.
В мае 399 г. до н. э. выпил кубок с ядом, парализующим дыхание. Пребывание Сократа в темнице и его предсмертные беседы с друзьями описаны в диалоге Платона «Фэдон».
Главным критерием в философии Сократа была нравственность. Философ отождествлял ее со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания. Сократ защищал объективный характер познания, придавал большое значение исследованию человека как существа нравственного, указывал на родство души и божества и на вероятность бессмертия души. В Боге он видел источник добродетели и справедливости.
Сократ требовал от людей уважения к физическому труду, обосновывал необходимость человеку властвовать над своими страстями, но не чурался наслаждений. Сам никогда не позволял страстям брать верх над разумом, потому и стал идеалом мудреца. В государстве видел порядок, обоснованный божественным планом, считал, что правитель должен быть человеком знания.
Источниками учения Сократа могут служить «Диалоги» Платона, «Воспоминания» Ксенофонта, сочинения Аристотеля, глава о Сократе у Диогена, «О Демоне Сократа» Плутарха и др.