Проблемы аграрного реформирования на рубеже 18 и 19 веков.
Введение.
Ключевым вопросом аграрных отношений является вопрос собст-
венности не землю. В историческом развитии существовали различные
формы собственности на землю.
В России, остававшейся до конца 19 века крестьянской страной, про-
блема собственности была особенно острой и драматичной. В 13-15 веках
крестьяне России имели землю в собственности при одном существенном
условии. Они были вправе продать свой участок только жителю той же де-
ревни и никому другому. Укрепление великокняжеской власти и церкви
привело к поглощению феодалами крестьянской общины и интенсивному
росту феодального землевладения. В стране сложилось крепостное право:
право частной собственности помещика на землю и крестьян. Крепостное
право, отмененное в 1861 году, позволило половину помещичьей пахотной
земли вновь передать крестьянам в общинное владение. Лишь в 1906 году,
когда в России начали проводить крупную земельную реформу под руко-
водством П.А. Столыпина, часть крестьян все же получила землю в лич-
ную собственность. Однако завершить реализацию реформы, которая ори-
ентировалась на зажиточных крестьян, не удалось.
Вторая попытка дать землю крестьянам была сделана в 1917 году.
Первым советским декретом был декрет о земле. По декрету земля была
объявлена всенародным достоянием, находящимся в пользовании трудя-
щихся, провозглашена свобода форм землепользования. Однако на деле
собственником земли стало государство. Фактически крестьянство было
обмануто. В последующем в связи со становлением и развитием тоталита-
ризма крестьянство как особый слой было ликвидировано. Его место заня-
ли колхозники - поденщики, отчужденные от земли, управления и резуль-
татов своего труда.
Осуществление сегодня в России на основе перехода к рыночной
экономике всестороннего качественного обновления аграрных отношений
может рассматриваться как третья крупная аграрная реформа. В настоящее
время в российском обществе активно дискутируется вопрос о формах и
методах преобразования сельского хозяйства, что делает актуальным ана-
лиз в исторической ретроспективе подходов к реформированию сельского
хозяйства в начале текущего века. На наш взгляд, особенно важно, прежде
всего, разобраться в идеях и замыслах П.А. Столыпина, определить какое
влияние оказала его деятельность на развитие сельскохозяйственного про-
изводства в предреволюционный период, выявить взаимосвязь проводи-
мых им реформаторских преобразований с сегодняшним днем.
1. Особенности аграрной экономики в России на рубеже 19-20 веков.
Мировой опыт свидетельствует, что распространение капиталистиче-
ских отношений в сельском хозяйстве привело к формированию двух раз-
личных моделей аграрного развития: фермерской (либеральной) и юнкер-
ской (протекционистской). Классический пример первой модели развития
дают США, второй - Прусская Германия.
Обе модели представляют формы буржуазно-аграрной эволюции,
обеспечивающие существенно различные условия для широких крестьян-
ских масс. Развитие по американскому пути характеризовалось уничтоже-
нием всех крепостнических приемов эксплуатации, расширением свобод-
ного крестьянского землевладения и обеспечивало наибольшие размеры
благосостояния крестьянства. Фермерское хозяйство в США, возникшее в
результате колонизации как свободных, так и захваченных у местного на-
селения земель, значительно превосходило по уровню технического осна-
щения европейские страны. В конце 19 века США занимали первое место в
мире по производству зерна, мяса, хлопка. Прусский путь развития харак-
теризовался максимальным сохранением помещичьих хозяйств и способов
эксплуатации.
Экономический либерализм в качестве основы государственной идео-
логий получил распространение и в западных странах. С одной стороны,
это привело к бурному индустриальному росту, с другой – к стремитель-
ному обнищанию и сокращению численности аграрного населения. Про-
мышленное развитие происходило за счет выкачиваемых из сельского хо-
зяйства материальных и людских ресурсов и вело к его деградации. И хотя
правительства европейских стран, активно закупая хлеб за рубежом, не за-
думывались о долговременных последствиях таких изменений, в качестве
альтернативы отдельные мыслители и хозяйственники начинали тяготеть к
политическому консерватизму земледельческой аристократии. Последний
стал знаменем прусских юнкерских кругов.
Основной экономической предпосылкой утверждения немецкой аг-
рарной идеологии, защищавшей экономические права землевладельческой
аристократии, послужил хлебный кризис, охвативший ряд европейских
стран после начала гражданской войны в США и обусловивший рост цен
на хлеб на мировом рынке. В Германии расширение производства зерна
базировалось на усилении крепостнической эксплуатации крестьян, захва-
те общинных владений крупными дворянами-землевладельцами, усилении
барщины. К 1895 году 25 тыс. юнкерских имений размером свыше 100 га
каждое (0,4% всех хозяйств) имели 24% земли, в то время как на долю
58,2% крестьянских хозяйств приходилось лишь 5,6% сельскохозяйствен-
ных площадей. Были также восстановлены привилегии юнкерства, частич-
но утраченные в ходе Революции 1848-49 годов. Согласно «Уставу о челя-
ди», юнкеры имели право судить крестьян на территории своих имений и
подвергать различным наказаниям вплоть до тюремного заключения.
Защита интересов отечественного сельскохозяйственного производи-
теля и аграрного рынка (в том числе посредством централизованного регу-
лирования экспортных потоков) позволила Германии укрепить экономиче-
ские позиции своего сельского хозяйства и промышленность, на которой
благотворно сказалась устойчивость внутреннего рынка. Следуя практике
Германии, политику аграрного протекционизма выбрали Швейцария,
Бельгия и Италия. Таким образом, к началу 20 века почти везде в Европе и
Северной Америке победил один из путей аграрного развития.
Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран
Запада. Важнейшей её исторической особенностью на рубеже 19 – 20 ве-
ков было то, что острейшая борьба двух путей буржуазной аграрной эво-
люции, развернувшаяся со времени крепостного права, так и не привела к
победе ни одного из них.
Социально-экономическое положение России в конце 19 - начале 20
веков характеризовалось одновременно и господством монополистическо-
го капитализма и сохранением значительных пережитков крепостничества.
При этом сельское хозяйство рассматривалось лишь как источник перво-
начального накопления для промышленности. Многие помещики, лишен-
ные после 1861 года традиционных источников доходов, не имея навыков
ведения хозяйства по-новому, разорялись, что порождало у дворянства
широкое недовольство официальной политикой реформ. В этих условиях в
дворянской среде стремительно утверждалось аграрная идеология с явны-
ми элементами консерватизма и реакционности. Критикуя правительст-
венную политику, дворянство четко обозначило следующие слабые места
реформаторского курса: изъятие средств из сельского хозяйства, непосле-
довательность в проведении аграрных преобразований.
Одновременно интенсивно нищало крестьянство, освобожденное фак-
тически без земли и обязанное помимо государственных налогов ежегодно
выплачивать в казну огромные выкупные платежи. В защиту крестьянских
интересов выступили земские круги и демократическая (народническая)
общественность. Земцы главным в помощи сельскому хозяйству рассмат-
ривали организацию сельского кредита, агрономическое консультирова-
ние, просвещение, развитие на селе здравоохранения. Народники сердце-
виной аграрного вопроса считали проблемы земельной собственности, пе-
рераспределения и передела земли.
Таким образом, в русской общественной мысли формировались две
линии аграрной идеологии: земско-дворянская и народническая. Обеим
этим линиям противостояли многочисленные ряды сторонников индуст-
риализма. За индустриальный подход к сельскому хозяйству выступали
университетская профессура и марксистская интеллигенция.
В соответствии с индустриальным подходом сельское хозяйство
должно развиваться по логике развития промышленности, то есть от мел-
ких, раздробленных хозяйств к крупным, специализированным, активно
сокращающим ручной труд. При этом мелкие крестьянские хозяйства рас-
сматриваются как тормозящие прогресс, не способные решить проблему
продовольственного обеспечения страны.
На этой же точке зрения стоял царский премьер-министр С.Ю. Витте,
что позволяет рассматривать ее как правительственную в период его дея-
тельности. Витте выступал как сторонник технического и экономического
прогресса. Он отмечал преимущества свободного труда наемных работни-
ков перед несвободным трудом крепостного крестьянина, огромное значе-
ние машин для производства, технические и экономические преимущества
крупного производства перед мелким. В отличие от консервативной части
дворян, рассматривающих рост капиталистической промышленности и ка-
питалистических монополий как конкурентов дворянских привилегий,
Витте был сторонником развития отечественной крупной промышленно-
сти. Появление и рост капиталистических монополий, усиление концен-
трации производства и капитала, рост и объединение уже существующих
капиталов он оценивал как дальнейший шаг в области концентрации капи-
талов, способствующих лучшему их использованию. «Создание своей соб-
ственной промышленности, - писал Витте, - это и есть та коренная не
только экономическая, но и политическая задача, которая составляет крае-
угольный камень нашей протекционистской системы».
Будучи министром финансов, Витте с 1892 года до 1903 года провел
ряд важных экономических мероприятий, содействовавших капиталисти-
ческой индустриализации страны. Он установил выгодный для русской
промышленности тариф, заключал таможенные договоры. Во второй поло-
вине 80-х годов Витте ввел казенную винную монополию, которая стала
одним из главных источников доходной части государственного бюджета.
Он широко привлекал иностранные капиталы в банки, промышленность,
строительство железных дорог.
Важнейшим экономическим мероприятием Витте была денежная ре-
форма 1895-1897 годов, обеспечившая переход к золото-денежному обра-
щению. Данная реформа встретила активное сопротивление в процессе ее
подготовки и проведения со стороны части дворянства (С.Ф. Шарапов,
А.Г. Шербатов, Н.А. Павлов и др.), которая защищала бумажно-денежную
систему с присущей ей инфляцией. Инфляция была выгодна помещикам-
экспортерам, получавшим вывозные премии, а также при расчетах поме-
щиков за ссуды кредитных учреждений (ипотечных и частных банков).
За 1860-1900 годы выпуск промышленной продукции России увели-
чился более чем в 7 раз. Но все же Россия оставалась экономически отста-
лой по сравнению с передовыми капиталистическими странами. Наемные
рабочие к началу 20–го века составляли менее 17 млн. человек, из них
профессиональные рабочие – не более 3 млн. Крестьянство составляло
примерно 75% населения страны, владея лишь 30% всех земель. Более 60%
земель было сосредоточено в руках дворянства. Таким образом, как и в по-
реформенный период, в начале века основным препятствием развития ка-
питализма в России была нерешенность аграрного вопроса.
Центральным пунктом аграрных дискуссий в этот период стал вопрос
о том, быть или не быть общине. Консервативное дворянство считало об-
щину основой, на которой построен весь государственный организм. Так,
президент Московского общества сельского хозяйства А.Г. Щербатов пи-
сал: «Общинное землевладение крестьянства - есть главный устой сущест-
вующего чисто русского государственного строя».
В центральных российских губерниях общинное землепользование
было практически повсеместным. Каждый крестьянин имел право на свою
долю земли. Не получали от общины свой надел ремесленники, приписан-
ные к данной общине, потомки дворовых людей, бывших в услужении у
помещиков и не занимавшихся земледелием, незаконнорожденные, кре-
стьяне, прибывшие в поисках лучшей доли из других мест и другие. Об-
щинный крестьянский земельный надел включал усадебный, полевой и лу-
говой. И каждый из них периодически подвергался переделу. При этом
системы переделов общинной земли между членами общины и периодич-
ность переделов не представляла собой чего-то единого, характерного для
всего государства.
Однако практически с 80-х годов 19 века в большинстве общин не
было передела земли, то есть надельная земля в сельской общине к концу
века считалась общественной собственностью лишь формально. К разру-
шению общинного землевладения вело также расслоение крестьянства.
Внутри общины сложились бедняцкое, середняцкое и кулацкое хозяйства.
В 1904 году Витте выступил в правительстве с официальной Запиской
по аграрному вопросу, в которой констатировал, что община не только не
предотвращает пролетаризацию крестьян, а наоборот, ведет к чрезмерно-
му, быстрому дроблению крестьянских владений. Более того, он считал,
что временность владения является неодолимым препятствием для улуч-
шения земельной культуры. Она воспитывает самые хищнические приемы
эксплуатации земли. Учитывая реальные процессы, происходившие внутри
общины, Витте утверждал, что уравнительное землепользование не удер-
живает земельные наделы в руках беднейших крестьян-общинников. В
общинной среде, указывал он, происходит дифференциация: большинство
беднеет, а самая незначительная часть богатеет путем эксплуатации своих
однообщественников и сосредотачивает в своих руках значительную и
лучшую часть надела. Витте не предлагал насильственно разрушить общи-
ну, но считал, что община должна быть союзом добровольным, а не при-
нудительным.
Под воздействием крестьянских выступлений начала века правитель-
ство было вынуждено пойти на некоторые уступки крестьянству. В 1903
году был издан закон об отмене круговой поруки в общине. Закон 1904 го-
да расширил возможности крестьян на переселение из центральной части
на окраины России. В 1905 году был издан манифест, по которому умень-
шались на половину выкупные платежи.
Размах революционной борьбы крестьянства в 1905-1907 годах выну-
дил царя отказаться от попыток представить себя в глазах народа охра-
няющим интересы широкой массы крестьян, оберегающим их от обезземе-
ления и разорения, и принять меры для установления экономического и
политического союза помещиков и царизма с крестьянской буржуазией.
Подавление революционных выступлений позволило правительству попы-
таться провести объективно назревшую ломку пережитков крепостничест-
ва путем реформ. Таким шагом стала столыпинская аграрная реформа –
буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России.
2. Столыпинская аграрная реформа: цели, задачи, содержание.
Сохранение за помещичьим землевладением значительных привиле-
гий создавало неблагоприятную экономическую конъюнктуру, как для
развития сельскохозяйственного производства, так и для прогресса народ-
ного хозяйства России в целом. Тормозящая роль помещичьего землевла-
дения приобрела наибольшую остроту в начале 20 века. В это время в
стране в основном сложился единый рынок на средства производства и ра-
бочую силу. Логика капиталистического развития требовала формирова-
ния и единого аграрного капиталистического рынка, основу которого дол-
жен был составлять рынок земли. Однако последний был крайне ограни-
ченным. Из свободного товарного оборота были исключены надельные
земли, составлявшие в Европейской России по земельной переписи 1905
года 138,8 млн. десятин против 101,7 млн. десятин частновладельческих
земель.
Помещичье землевладение оказывало мощное тормозящее давление и
на развитие крестьянского хозяйства. Крестьянство несло огромную на-
грузку платежей за выкуп надельных, покупку и аренду помещичьих зе-
мель. Так, к 1906 году только выкупные платежи составили 2,5 млрд. руб.
Важной особенностью буржуазного развития российской деревни в
конце 19 – начале 20 веков было наличие многочисленного слоя бедней-
шего крестьянства и увеличение его при сокращении зажиточной прослой-
ки (примерно 55% и10% дворов соответственно). Тем самым в деревне
создавалась, с одной стороны, социальная основа для союза рабочего клас-
са с беднейшим крестьянством. С другой стороны, сужались возможности
для превращения зажиточных крестьян в буржуазных фермеров. Другой
специфической особенностью аграрного развития в России можно считать
формирование нового социального слоя в лице капиталистов-аграриев и
одновременно помещиков-полукрепостников. Все эти процессы в сово-
купности вызывали острейшую борьбу, охватывающую все классы и соци-
альные слои, и общественно-политические силы, и делали аграрный во-
прос основным вопросом общественной жизни. Правительство должно
было предпринять усилия для укрепления своего господства и обеспечения
главенства помещиков в аграрном строе страны.
Бурные события начала 20 века, проявившиеся в быстрой политиза-
ции крестьянской массы и рабоче-крестьянских волнениях, привели к пе-
реосмыслению отношения к общине со стороны царя и правящих кругов.
Из однозначно положительного на протяжении веков оно в течение десят-
ка лет изменилось на совершенно противоположенное. Крестьян срочно
требовалось отвлечь от дележа помещичьих земель и переориентировать
на дележ общинных. Срочно требовался крестьянин-собственник, вырвав-
шийся из общины и чувствующий родство душ с помещиком.
Определенную роль в изменении отношения к общине сыграло также
расстройство русских финансов вследствие Русско-японской войны 1904-
1095 годов и революции 1905 года. Для исправления финансов надо было
вывозить больше хлеба – основного экспортного товара России, но урожаи
в общине были низки. «Нам, - говорил министр Кривошеин, - не устоять в
великом трудовом состязании народов, если мы будем по прежнему выра-
батывать на каждую душу населения 22,5 пудов, и из этого должны будем,
как теперь, кормиться, оплачивать всю нашу внутреннюю промышлен-
ность, покупать иноземные товары, платить наши долги». Поэтому нужно
отказаться от «несбыточной мечты, что в общине все могут оказаться сы-
тыми и довольными», и отдать землю в руки «того, кто лучше других су-
меет взять от земли все, что она может дать».
Однако соответствующие законодательные изменения происходили
не сразу. Указ от 1904 года еще подтверждает неприкосновенность общи-
ны, но вместе с тем предусматривает облегчения желающим из неё выйти.
В августе 1906 года принимаются указы об увеличении земельного фонда,
находящегося в Крестьянском Банке, за счет передачи ему казенных и
удельных земель. Наконец, 9 ноября 1906 года выходит Указ «О дополне-
нии некоторых постановлений действующего закона, касающихся кресть-
янского землевладения и землепользования». Этот Указ был подкреплен
двумя законами, утвержденными Третьей Государственной Думой: «Об
изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском земле-
владении» и «О землеустройстве» от 14 июня 1910 года и 29 мая 1911 года
соответственно. Первый закон устанавливал права крестьян на укрепление
и выдел участков общинной земли, порядок перехода целых обществ к от-
рубному владению и право собственности крестьян на участки надельной
земли. Второй закон определял порядок выдела земель селениям, выдел
земель выселкам и частям селений, выдел отрубных участков отдельным
членам общества, полное, по целым обществам разверстание угодий на от-
рубные участки, разверстание чрезполосности надельных земель и порядок
других землеустроительных действий. Аграрные указы и законы, издан-
ные царским правительством в период 1906-1916 годов, получили назва-
ние Столыпинской аграрной реформы по имени председателя Совета Ми-
нистров, министра внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина (1862-
1911), основного инициатора и руководителя реформы.
Мысль об отказе от общины и укреплении земли в качестве личной
собственности, создании хуторских хозяйств созрела у Столыпина еще до
его назначения на высокие государственные посты. Будучи ковенским
уездным предводителем дворянства, он энергично пропагандировал среди
литовцев-крестьян идею об отрубах и проводил ряд мер для ее реализации.
В качестве саратовского губернатора Столыпин писал во всеподданней-
шем отчете за 1904 год: «Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе
указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из
настоящего ненормального положения. Единственным противовесом об-
щинному началу является единоличная собственность … вот почти един-
ственный выход крестьянина из бедноты…». Столыпинская аграрная ре-
форм стала отступлением от проводимого ранее Витте курса на индуст-
риализацию сельского хозяйства, так как базировалась на принципиально
ином отношении к мелкому крестьянскому хозяйству.
Основные цели столыпинской аграрной реформы состояли в том, что-
бы:
? преобразовать Россию из помещичье-монархического государства в
буржуазно-монархическое;
? создать путем расслоения крестьянства средний слой - крестьянскую
буржуазию;
? сохранить все формы собственности, включая помещичью;
? снять социальную напряженность на селе, отвлечь крестьян от мыслей о
принудительном отчуждении помещичьих земель.
Достижение этих целей предполагало реализацию трех основных за-
дач: разрушение общины, создание индивидуальных крестьянских хо-
зяйств (частной крестьянской земельной собственности) и переселение
крестьян из центральных губерний России на окраины (за Урал). Сам Сто-
лыпин, выражая позицию правительства в своем выступлении в Думе в но-
ябре 1907 года, говорил: «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение
бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенно-
сти частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, созда-
ние мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и
разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуще-
ствление которых правительство считало и считает вопросами бытия рус-
ской державы».
Аграрная реформа была рассчитана на 20 лет и проводилась по сле-
дующим направлениям. Указ 9 ноября 1906 года разрешил принудитель-
ный для общины выдел земли по требованию одного выходящего во время
очередного общего передела. Выходящий из общины крестьянин получал
в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они
должны были быть сведены в один участок. Для ускорения этого процесса
в 1908 году Министерство внутренних дел разослало губернаторам цирку-
ляр, в котором разрешалось производить принудительные выделы посто-
янно.
Указ поощрял образование отрубного и хуторского крестьянского хо-
зяйства. Так, в инструкциях первых лет реформы прямо говорилось: «Наи-
более совершенным типом земельного устройства является хутор» .
Расширение и укрепление слоя личных собственников-крестьян пра-
вительство рассчитывало осуществить не только через скупку ими надель-
ной земли, поступающей в свободный товарооборот, но также через содей-
ствие покупке крестьянами частновладельческих земель. Содействие этим
покупкам оказывал Крестьянский поземельный банк, учрежденный в 1882
году. Банк продавал крестьянам или принадлежащие ему земли, купленные
у частных землевладельцев, или оказывал путем выдачи ссуд помощь в
приобретении ими этих земель у самих владельцев. Вместе с тем, чтобы
максимизировать общий уровень использования земель в сельскохозяйст-
венном производстве, исключить спекулятивные операции с нею, были
введены ограничительные меры: надельная земля не могла быть отчуждена
лицу иного сословия, заложена, иначе, как в крестьянском банке. Ограни-
чивалась также возможность скупки наделов в одни руки в одном уезде.
Цели расширения слоя самостоятельных крестьян-предпринимателей,
а также разрядки социального напряжения в деревне, служила и политика
переселения крестьян за пределы Европейской России. Возможности ши-
рокого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 го-
да. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству да-
валось право принимать решения об открытии свободного льготного пере-
селения из отдельных местностей империи, выселение из которых призна-
валось особо желательным. Впервые закон по льготному переселению был
применен в 1905 году: Правительство «открыло» переселение из Полтав-
ской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно
широким. По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было
предоставлено всем желающим без ограничений.
Принятый правительством Столыпина Указ от 9 ноября 1906 года
подтолкнул переселенческий процесс особенно сильно. На переселение
крестьян были ассигнованы немалые средства по устройству переселенцев
на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нуж-
ды, на прокладку дорог. Переселенцы освобождались на длительное время
от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи
и 45 на остальных ее членов), денежное пособие – 200 рублей на семью;
мужчины освобождались от воинской повинности.
Столыпинская реформа дала мощный толчок развитию различных
форм крестьянской кооперации. Ссуды крестьянского банка не могли пол-
ностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому
значительное распространение получила кредитная кооперация, которая
прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали адми-
нистративные формы регулирования отношений мелкого кредита. Созда-
вая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя
значительные кредиты через государственные банки на первоначальные
займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство
стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кре-
дитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались са-
мостоятельно.
Проекты реформ Столыпина включали не только аграрные преобразо-
вания, но и затрагивали все прочие стороны социально-экономической
жизни российского общества: установление гражданского равноправия,
реформирование местного самоуправления, высшей и средней школы, вве-
дение всеобщего начального обучения, расширение рабочего законода-
тельства, реформирование судопроизводства.
3. Результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.
Рассмотрим, каково было воздействие столыпинской реформы на об-
щий ход социально-экономического и, прежде всего, аграрного развития
России.
Столыпин, доказывая на заседании Государственного Совета 15 марта
1910 года жизненность проводимой реформы, опирался, прежде всего, на
данные об изменениях в общинном землевладении. За 3 года в личную
собственность укрепили свои участки 1 175 000 домохозяев, то есть 11%
всех общинников с 8 780 00 десятин земли. К концу реформы самостоя-
тельными стали 2,3 – 2,4 млн. крестьянских хозяйств, хотя в целом было
подано 5,8 млн. заявлений о выходе из общины . Таким образом, за 8 лет
реформы из общины вышло 26,1% крестьян, которые владели 16% общин-
ной земли. На наш взгляд, это достаточно весомый результат для периода
времени, в течение которого осуществлялась реформа. Необходимо также
учитывать и условия проведения реформы. Многие исследователи в каче-
стве причин, сдержавших выход из общины, называют гибель в 1911 году
Столыпина, первую мировую войну, консервативность крестьянской мас-
сы.
Вместе с тем, укрепление участков в личном владении составляло
лишь половину дела. По словам Столыпина, даже «лишь начало дела». Бо-
лее важной задачей являлось формирование единоличных хозяйств, по ти-
пу фермерских. К 1915 году количество таких действительно единоличных
хозяйств составило примерно 1,5 млн. (из них 200 тыс. хуторов и 1,3 млн.
отрубов) или около 10% от всех крестьянских хозяйств. Они занимали
8,8% надельной земли. Остальные крестьянские хозяйства не стали пере-
ходить на хутора и отруба. К ним относились прежде всего хозяйства тех,
кто практически порвал с деревней, ушел в город на постоянный зарабо-
ток. Наделы тяжелым грузом висели на них, и, получив право, они стреми-
лись скорее продать их. С другой стороны, это были хозяйства уходивших
в Сибирь, и тоже продававших свои наделы. Свои наделы продали 60%
выделившихся из общины дворов.
На наш взгляд, В.В. Казарезов правильно оценивает результаты соз-
дания участковых хозяйств в целом как положительные. Об этом свиде-
тельствует рост урожайности зерновых в хуторских хозяйствах, увеличение
в них стоимости и ценности скота, значительное улучшение орудий труда.
Так, в Тульской губернии в 1912 году при среднем урожае по всем кресть-
янским землям 5,2 ц ржи с гектара хуторяне сняли 9,8 ц; овса – 7,7 и 13,5 ц
соответственно. В Бердянском уезде в 1912-1913 годах эти соотношения по
озимой пшенице составляли 6,5 и 10,2 ц, по ячменю 8,1 и 10,4 ц соответст-
венно. Если за два-три года существования единоличных хозяйств более
трети их числа произвели крупные работы по мелиорации, то из числа ху-
торян эти работы на своих участках произвели почти 70%. На хуторах поч-
ти вдвое уменьшилось число сох, которые заменялись плугами. Увеличи-
ваются и закупки сельскохозяйственных машин.
В литературе высказывается и другое мнение. Например, В. С. Дякин
и И. Д. Ковальченко , опираясь на данные о сокращении в нечерноземных
и среднечерноземных районах доли состоятельных (с 4 и более лошадьми)
дворов и возрастание доли безлошадных и однолошадных дворов, считают,
что в своем главном аспекте - создание слоя зажиточного крестьянства –
реформа не достигла цели. За исключением Юго-восточного района, хуто-
ра, выделенные из общинных земель, были во многих случаях маломерны-
ми и слабыми. Таким образом, столыпинская реформа, по мнению этих ав-
торов, не только не прервала тенденцию возрастания с конца 19 века в де-
ревне середняцко-бедняцких слоев, но и еще более ее усилила.
Вместе с тем все авторы отмечают рост объемов производства товар-
ного хлеба и другой сельскохозяйственной продукции. Общий сбор зерно-
вых хлебов, составлявший в 1908-1912 годах в среднем 4555 млн. пудов в
год, в1913 году достиг 5637 млн. пудов. В 1913 году Россия заняла по об-
щему сбору четырех главных хлебов второе место в мире после США.
Возрос и вывоз сельскохозяйственных продуктов за границу: с 996
млн. руб. в 1908 году до 1518 млн. руб. в 1912 году. В 1913 году Россия за-
няла первое место в мире по хлебному экспорту, опередив Аргентину и
США.
Аграрная реформа подстегнула развитие промышленного производст-
ва, и, прежде всего, отечественного сельскохозяйственного машинострое-
ния. Закупка крестьянами сельскохозяйственной техники выросла более
чем в 3 раза. Если в 1906 году сельскохозяйственных машин было приобре-
тено на 39 млн. рублей, то в 1912 году – на 119 млн. рублей. В 2 раза уве-
личилось количество применяемых минеральных удобрений. Резко возрос-
ли продажи строительных материалов: кирпича, цемента, кровельного, же-
леза. Продажи одних только железных изделий увеличились со 124 млн.
рублей в 1900 году до 249 млн. рублей в 1912 году. Ежегодные темпы
роста промышленного производства составили 8,8 и были самыми
высокими в мире.
Столыпинская реформа сыграла несомненно положительную роль в
развитии различных форм крестьянской кооперации. В результате поощ-
рения кооперативных начал была создана широкая сеть институтов мелко-
го крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных това-
риществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. Коопе-
рация значительно снизила цены на рынке, оказала помощь не только за-
житочным и средним слоям деревни, но и беднякам.
Необходимо отметить, что кооперативное движение первоначально
начало развиваться в Сибири, а затем охватило и Европейскую Россию. В
1907 году был создан Союз сибирских маслодельных артелей, который
обеспечивал 90% всего российского экспорта масла. Сибирские коопера-
торы продавали за границу также пшеницу, шерсть, пушнину. Столыпин
на этот счет отмечал, что «…приливом иностранного золота на 47 млн.
рублей в год Россия обязана Сибири. Сибирское маслоделие дает золота
вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».
В 1912 году был создан кооперативный Московский народный банк,
который осуществлял кредит и поставку крестьянам через кооперацию
сельскохозяйственной техники, удобрений, семян. Банк взял на себя также
роль координатора деятельности местных кооперативных союзов. Коопе-
ративные союзы выполняли роль своеобразного механизма, посредством
которого мелкое крестьянское производство включалось в общую систему
не только российского, но и мирового рынка. В целом к началу 1917 года в
России насчитывалось 63 000 различных кооперативов. Сельская коопера-
ция обслуживала 94 млн. человек или 82,5% деревенского населения.
Самым впечатляющим итогом столыпинской реформы является пере-
селение в Сибирь. За 1907 – 1914 годы в Сибирь переселилось около 400
тыс. семей. Переселенцы составили половину общего прироста населения
сибирских губерний. Были распаханы ранее пустующие земли (более 30
млн. десятин), появились новые города.
Переселенческая политика позволила в определенной мере решить
проблему малоземельных крестьян. Посевные и сенокосные площади на
новых местах достигали у переселенцев 7,6 и 13 га соответственно против
2,8 и 1,8 га на старом месте. Количество скота у переселенцев увеличилось
в 1,5 – 2 раза, обеспеченность инвентарем выросла в 2,5 раза. Хозяйства,
еле сводившие в Европейской России концы с концами, становились более
или менее крепкими.
Наиболее высокими темпами переселение развивалось в первые годы
после революции 1905 года. В последующий период этот процесс несколь-
ко замедлился. Первая мировая война перекрыла переселенческий поток
(см. таблицу №1).
Таблица 1
Динамика переселения в Сибирь в дореволюционной России .
Год
Численность переселенцев и ходоков обоего пола
Возвратилось обратно
1901
120 249
-
1902
110 930
-
1903
144 836
-
1904
46 732
-
1905
44 019
3 795
1906
218 878
6 158
1907
572 279
27 195
1908
758 812
37 882
1909
704 463
82 287
1910
352 950
114 393
1911
226 063
117 308
1912
259 585
57 319
1913
327430
42 956
1914
336 409
27 594
1915
28 185
-
Разумеется, далеко не все переселившиеся смогли прижиться на новом
месте. Как видно из таблицы 1, обратно возвратилось около 520 тыс. чело-
век. Но особенно важно то, что становление земельных отношений в пере-
селенческих районах шло именно в том направлении, о котором говорил
Столыпин. Созданные хозяйства были в основном крепкими единоличны-
ми хозяйствами.
Если смотреть с экономической точки зрения, начатая Столыпиным
реформа была необходима и прогрессивна. Её реализация позволила бы пе-
рейти к более интенсивным формам хозяйствования, более высоким уро-
жаям, более высокому уровню жизни. Развитие сельского хозяйства за вре-
мя проведения столыпинской аграрной реформы показало, что мелкая ча-
стная собственность на землю не чужда российской экономике. Однако по
ряду причин полностью осуществить реформу не удалось.
Реформа встретила значительное сопротивление, как со стороны части
дворян, так и со стороны части крестьян. Дворянство видело в Столыпине
лишь разрушителя «вековых устоев». Им был нужен не реформатор, а
только успокоитель.
Крестьяне, в свою очередь, были разоч