АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая
1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были
раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой
Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым
солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев
работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В
1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ
Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей
весны (1953).
В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В
это время его рассказы начали печататься не только в издательствах
Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир»,
возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было
характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть
Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966).
Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во
времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл
Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном
характере.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две
важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и
деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных
задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война
предстает как великая трагедия.
В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был
обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о
безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки
разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой
происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти.
Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики
показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе
Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно
подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь
показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты
Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за
выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести
Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой
Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой
Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному
Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично
сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного
развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной
достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел –
например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с
горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого
явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе
главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление
городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства»
Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без
восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в
начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ
человеческого общежития, которое было характерно для советской
действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу
преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив
(1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с
преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и
автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к
череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской
позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более,
чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В
годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными
писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему
избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в
немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране
писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от
городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной
Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные
писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.
Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал
Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В
1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 –
Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в
с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.