БАЙРОН, ДЖОРДЖ ГОРДОН (Byron, George Gordon) (1788–1824), один из
величайших английских поэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 в
Лондоне. Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была второй женой
капитана Д.Байрона, первая жена которого умерла, оставив ему дочь
Августу. Капитан скончался в 1791, успев растратить бльшую часть
состояния жены. Джордж Гордон появился на свет с изуродованной стопой,
из-за чего у него с раннего детства развилась болезненная
впечатлительность, усугубленная истерическим нравом матери, растившей
его в Абердине на скромные средства. В 1798 мальчик унаследовал от
двоюродного деда титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под
Ноттингемом, куда он переехал с матерью. Мальчик занимался с домашним
учителем, затем его отдали в частную школу в Далвиче, а в 1801 – в
Харроу.
Осенью 1805 Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского
университета, где познакомился с Д.К.Хобхаусом (1786–1869), до конца
жизни его самым близким другом. В 1806 Байрон издал для узкого круга
книжку Стихи на случай (Fugitive Pieces). Через год последовали Часы
досуга (Hours of Idleness); наряду с подражательными в сборнике были и
многообещающие стихи. В 1808 «Эдинбургское обозрение» высмеяло довольно
самонадеянное авторское предисловие к сборнику, на что Байрон ответил
ядовитыми строчками в сатире Английские барды и шотландские
обозреватели (English Bards and Scotch Reviewers, 1809).
В Лондоне Байрон наделал долгов на несколько тысяч фунтов.
Спасаясь от заимодавцев, а также, вероятно, в поисках новых впечатлений
он 2 июля 1809 отправился с Хобхаусом в длительное путешествие. Они
доплыли до Лиссабона, пересекли Испанию, из Гибралтара морем добрались
до Албании, где нанесли визит турецкому деспоту Али-паше Тепеленскому,
и проследовали в Афины. Там они провели зиму в доме одной вдовы, чью
дочь, Терезу Макри, Байрон воспел в образе Афинской девы. Весной 1809
по пути в Константинополь Байрон переплыл Дарданеллы, чем не раз
впоследствии похвалялся. Следующую зиму он снова провел в Афинах.
В Англию Байрон возвратился в июле 1811; он привез с собой
рукопись написанной спенсеровой строфой автобиографической поэмы,
повествующей о печальном скитальце, которому суждено познать
разочарование в сладостных надеждах и честолюбивых упованиях юности и в
самом путешествии. Паломничество Чайльд Гарольда (Child Harold's
Pilgrimage), изданное в марте следующего года, в одночасье прославило
имя Байрона. Его мать до этого не дожила – она скончалась 1 августа
1811, а еще через несколько недель пришло известие о смерти трех
близких друзей. 27 февраля 1812 Байрон выступил в палате лордов со
своей первой речью – против законопроекта тори о смертной казни для
ткачей, умышленно ломавших недавно изобретенные вязальные машины. Успех
Чайльд Гарольда обеспечил Байрону радушный прием в кругах вигов. Он
свел знакомство с Т.Муром и С.Роджерсом и был представлен снохе лорда
Мельбурна леди Каролине Лэм, которая стала любовницей поэта и ничуть
этого не скрывала.
По следам Чайльд Гарольда Байрон создал цикл «Восточных
поэм»: Гяур (The Giaour) и Абидосская невеста (The Bride of Abydos) – в
1813, Корсар (The Corsair) и Лара (Lara) – в 1814. Поэмы изобиловали
завуалированными намеками автобиографического характера. Героя Гяура
спешили отождествить с автором, поговаривая, что на Востоке Байрон
какое-то время занимался пиратством.
Анабелла Милбенк, племянница леди Мельбурн, и Байрон изредка
обменивались письмами; в сентябре 1814 он сделал ей предложение, и оно
было принято. После венчания 2 января 1815 и медового месяца в Йоркшире
явно не созданные друг для друга новобрачные обосновались в Лондоне.
Весной Байрон познакомился с В.Скоттом, которым давно восхищался, и
вместе со своим приятелем Д.Киннардом вошел в подкомитет правления
театра «Друри-Лейн».
Отчаявшись продать Ньюстед Эбби, чтобы расквитаться с
долгами, которые достигали почти 30 000 фунтов, Байрон озлобился и
искал забвения в хождениях по театрам и попойках. Напуганная его дикими
выходками и прозрачными намеками на связь со сводной сестрой Августой –
та приехала в Лондон составить ей компанию, – леди Байрон простодушно
решила, что он впал в безумие. 10 декабря 1815 она родила Байрону дочь
Августу Аду, а 15 января 1816, взяв с собою младенца, уехала в
Лестершир навестить родителей. Несколько недель спустя она объявила,
что не вернется к мужу. По-видимому, ее подозрения относительно
кровосмешения и гомосексуальных связей Байрона до женитьбы нашли
подтверждение. Байрон согласился на раздельное жительство по решению
суда и 25 апреля отплыл в Европу. На лето он снял виллу Диодати в
Женеве, где его частым гостем был П.Б.Шелли. Здесь Байрон завершил
третью песнь Чайльд Гарольда, развивавшую уже знакомые мотивы – тщета
устремлений, мимолетность любви, напрасные поиски совершенства; написал
Шильонского узника (The Prisoner of Chillon) и начал Манфреда
(Manfred). Байрон имел недолгую связь с приемной дочерью У.Годвина Клер
Клермонт, которая жила в семье Шелли, 12 января 1817 на свет появилась
их дочь Аллегра. 5 сентября 1816 Байрон и Хобхаус отправились в Италию.
В Венеции Байрон изучал армянский язык, посещал театр графини Альбрицци
и ее салон, а весной 1817 воссоединился с Хобхаусом в Риме, осмотрел
древние руины и закончил Манфреда, драму в стихах на фаустовскую тему,
в которой его разочарованность обретает вселенские масштабы.
Возвратившись в Венецию, он по впечатлениям от поездки в Рим написал
четвертую песнь Чайльд Гарольда – пронзительное воплощение предельной
романтической тоски. Летом он познакомился с «нежной тигрицей»
Маргаритой Коньи, женой пекаря. В Венецию Байрон вернулся в ноябре, уже
написав Беппо (Beppo), блистательную, в итальянских октавах
ироикомическую сатиру на венецианские нравы. В июне следующего года он
перебрался в Палаццо Мосенидо на Большом Канале; там пылкая Маргарита
Коньи водворилась на правах домоправительницы. Вскоре Байрон взял
малышку Аллегру под свою опеку и приступил к новой сатире в духе Беппо
под названием Дон Жуан (Don Juan). Продажа Ньюстеда осенью 1818 за 94
500 фунтов помогла Байрону избавиться от долгов. Погрузившийся в
чувственные удовольствия, толстеющий, отпустивший длинные волосы, в
которых пробивалась седина, – таким представал он перед гостями дома.
От распутства его спасла любовь к молодой графине Терезе Гвиччиоли. В
июне 1819 он последовал за нею в Равенну, и в конце лета они приехали в
Венецию. В конце концов Терезу уговорили вернуться к стареющему
супругу, однако ее мольбы вновь привели Байрона в Равенну в январе
1820. Он поселился в Палаццо Гвиччиоли, куда привез и Аллегру. Отец
Терезы, граф Гамба, добился у папы Римского разрешения для дочери
проживать раздельно с мужем. Пребывание в Равенне было для Байрона
беспримерно плодотворным: он написал новые песни Дон Жуана, Пророчество
Данте (The Prophecy of Dante), историческую драму в стихах Марино
Фальеро (Marino Faliero), перевел поэму Л.Пульчи Большой Морганте.
Через посредство графа Гамба и его сына Пьетро он в течение осени и
зимы деятельно участвовал в заговоре карбонариев, членов тайного
политического движения против австрийской тирании. В самый разгар
заговора Байрон создал драму в стихах Сарданапал (Sardanapalus) – о
праздном сластолюбце, которого обстоятельства подвигают на благородный
поступок. Угроза политических потрясений стала одной из причин,
вынудивших его 1 марта 1821 поместить Аллегру в монастырскую школу в
Баньякавалло. После разгрома восстания отца и сына Гамба изгнали из
Равенны. В июле Терезе пришлось последовать за ними во Флоренцию. Шелли
уговорил Байрона приехать к нему и Гамба в Пизу. До отъезда из Равенны
(в октябре) Байрон написал свою самую злую и необычную сатиру Видение
суда (The Vision of Judgment), пародию на поэму поэта-лауреата Р.Саути,
прославляющую короля Георга III. Байрон также закончил драму в стихах
Каин (Cain), воплотившую его скептическое толкование библейских
сюжетов. В Пизе у Байрона в Каса Лафранчи собирался кружок друзей
Шелли. В январе 1822 умерла теща Байрона, леди Ноэл, отписав ему в
завещании 6000 фунтов при условии, что он возьмет имя Ноэл. Тяжелым
ударом стала для него смерть Аллегры в апреле. Драка с драгуном, к
которой невольно оказались причастны он и его пизанские друзья,
вынудила тосканские власти лишить Гамба политического убежища. В мае
Байрон с ними и Терезой перебрался на виллу близ Ливорно. 1 июля к
Байрону и Шелли присоединился Л.Хант, чтобы вместе с ними редактировать
недолго просуществовавший журнал «Либерал». Через несколько дней Шелли
утонул, и на попечении Байрона оказались Хант, его больная жена и
шестеро неуправляемых детей. В сентябре Байрон перебрался в Геную и
зажил в одном доме с обоими Гамба. Ханты приехали следом и поселились у
Мэри Шелли. Байрон вернулся к работе над Дон Жуаном и к маю 1823
завершил 16-ю песнь. Он выбрал в герои легендарного соблазнителя и
превратил его в невинного простака, которого домогаются женщины; но и
ожесточенный жизненным опытом, тот по своему характеру, мировосприятию
и поступкам все равно остается нормальным, разумным человеком в нелепом
свихнувшемся мире. Байрон последовательно проводит Жуана через ряд
приключений, то смешных, то трогательных, – от «платонического»
совращения героя в Испании до любви-идиллии на греческом острове, от
рабского состояния в гареме до положения фаворита Екатерины Великой, и
оставляет его запутавшимся в сетях любовной интриги в английском
сельском особняке. Байрон лелеял честолюбивый замысел довести свой
плутовской роман в стихах до 50, если не больше песен, но успел
закончить только 16 и четырнадцать строф песни 17. В Дон Жуане
воссоздан полный спектр чувств; искрометная, циничная, порою горькая
сатира срывает маски с лицемерия и притворства. Уставший от бесцельного
существования, истосковавшийся по активной деятельности, Байрон
ухватился за предложение лондонского Греческого комитета помочь Греции
в войне за независимость. 15 июля 1823 он отбыл из Генуи вместе с
П.Гамба и Э.Дж.Трелони. Около четырех месяцев он провел на острове
Кефалония, ожидая инструкций от Комитета. Байрон дал деньги на
снаряжение греческого флота и в начале января 1824 присоединился к
князю Маврокордатосу в Миссолунги. Он принял под свое командование
отряд сулиотов (греко-албанцев), которым выплачивал денежное
довольствие. Отрезвленный распрями среди греков и их корыстолюбием,
изнуренный болезнью, Байрон скончался от лихорадки 19 апреля 1824.