Агния Львовна Барто
1906-1981
Одна из известнейших советских детских поэтов. Автор большого
количества детских стихотворений; кроме того, писала прозу
киносценарии, пьесы, поэмы, выступала как публицист и теоретик детской
литературы. Ее творчество, новаторское в 1920—30-е гг., "многословное и
конъюнктурное” (Е.О.Путклова) — в последующие десятилетия, всегда
пользовалось признанием не только читателей, но и властей: Б. —
непременный делегат всех писательских съездов, лауреат Сталинской(195О)
и Ленинской (1972) премий, участник советских делегаций на различных
международных мероприятиях.
Родилась в Москве. Отец — ветеринарный врач Л.Волов. Стихи
начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище. Во время
выпускных торжеств Б. читала свои стихи, на которые обратил внимание
нарком просвещения А.В.Лукачарский, вызвавший ее в Наркомпрос и
посоветовавший писать веселые детские стихи. В 1925 г. вышла первая
книга Б., состоящая из двух стихотворений — "Китайчонок Ван Ли” и
"Мишка-воришка”. Определяющим в формировании молодой поэтессы оказалось
влияние В.В.Маяковского, Этим влиянием объясняется и преимущественно
сатирическая направленность ее произведений, и пристрастие к
стилистическим экспериментам: Б. резко меняет размер в пределах одного
стихотворения ("Ох, доска кончается, / Сейчас я упаду”), широко
употребляет неожиданные эффектные рифмы, порой граничащие с каламбуром
("мне когда”—”некогда”; "Лида, мол”—”выдумал”). Эти поиски в области
формы подчас негативно воспринимались критикой, и поэтессе приходилось
доказывать право на подобные эксперименты в детской поэзии.
Барто никогда не увлекалась небылицами, "перевертышами»
широко представленными в детской поэзии 20—30-х гг. В ее стихотворениях
создаются сатирические и юмористические образы детей, высмеиваются
самые разнообразные недостатки. К.Чуковский писал ей, поздравляя с
50-летием, в 1956 Е: Даже когда Вы в своей книге высмеиваете
какую-нибудь Соню или Клаву, это воспринимается ими не как нудная
нотация взрослых, а как дразнилка своей же подружки «...» Вы
разговариваете со своими Егорами, Катями, Любочками не как педагог или
моралист, а как уязвленный их
плохим поведением товарищ”. Несколько известных стихотворений
20-х гг. "Девочка-ревушка”, "Девочка - чумазая” и пр. написаны в
соавторстве с первым мужем, П.Н.Барто, который уже в 80-е гг. издал
своеобразную детскую поэтическую энциклопедию по орнитологии.
Второй муж Барто — А.В.Щегляев, ученый-энергетик, доктор
наук, академик. Плодотворным оказалось сотрудничество Барто с
С.Я.Маршаком, редактировавшим первые ее произведения. Маршак долго не
принимал сатиричность стихов Барто, упрекая их в излишней
фльетонности”. Маршак требовательно, подчас придирчиво критиковал
произведения Барто. По свидетельству самой Барто., она однажды
предложила
Маршаку: «Давайте встретимся в следующий раз только тогда,
когда вы примете все мое стихотворение в целом, а не отдельные куски
или строчки». Маршак пришел к Барто в 1938 г.: стихотворением,
понравившимся ему был "Снегирь”.
Конец 20—30-х гг. — период расцвета дарования Барто. В 1936 г.
издан знаменитый цикл миниатюр "Игрушки” — по сегодняшний день самое
известное произведение Б. (Во время встречи с Барто Ю.А.Гагарин подарил
ей свою фотографию, на обороте которой записал строчку "Уронили мишку
на пол”). Совместно с Р.Зеленой Барто написала сценарий
фильма "Подкидыш” (1940) и пьесу "Дима и Вава” (1940).
Во время войны Барто некоторое время работает корреспондентом
на Западном фронте, затем уезжает в эвакуацию в Свердловск, где
встречается с П.П.Бажовым; по его совету, чтобы лучше понять психологию
рабочего, освоила токарное дело и получила второй разряд.
В послевоенные годы Барто. продолжает работать с прежней
интенсивностью (всего она издала около 150 книг для детей). В целом
позднее творчество Барто менее интересно, чем произведения 20—30-х гг.;
новаторский характер ее поэзии постепенно утрачивается. В выступлении
на 4-м Съезде советских писателей Барто предостерегает молодых поэтов
от "мелкотемья” и опасности "сбиться на боковую тропинку только
словесных поисков”. В то же время тематический спектр произведений
самой Барто заметно трансформируется: она реже пишет чисто
пропагандистские стихотворения (такие произведения, как правило, крайне
слабые, были нередким явлением в ее раннем творчестве): идя навстречу
требованиям времени, в. уделяет больше внимания изображению внутреннего
мира ребенка — так возникает цикл "я расту”
(1968), в котором прослеживается процесс взросления. В 1970 г.
Барто, издает сборник "За цветами в зимний лес” (Ленинская премия 1972
г), состоящий преимущественно из лирических стихотворений. Целый ряд
произведений Барто 1970-х гг. адресован подросткам. Подростковый
возраст традиционно считался "непоэтическим”, и Барто в своих
теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на
отвлеченные рассуждения, а на собственный поэтический опыт.
Важное место в послевоенной деятельности Барто. занимает
проект "Найти человека”. В 1947 г. Барто опубликовала поэму
"Звенигород”, идиллически изображающую жизнь детей в детском доме. По
свидетельству поэтессы, именно издание этой поэмы послужило толчком к
началу работы по воссоединению семей, разлученных во время войны.
Зачастую люди, потерявшие свои семьи, сохранили отрывочные, случайные
воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали,
которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных
легла в основу радиопередачи "Найти человека” (1964—1973 гг.; в 1968 г.
Барто опубликовала повесть с тем же названием). Всего за время
существования радиопередачи, бессменным ведущим которой была Барто,
удалось воссоединить 927 семей.
Значительный интерес представляет сборник "Переводы с
детского” (1976), выход которого был приурочен к софийскому форуму
писателей, посвященному роли художников слова в практическом
осуществлении Хельсинкских соглашений. В этом сборнике собраны вольные
переводы стихотворений, написанных детьми из разных стран: основная
цель сборника — провозглашение гуманистических ценностей, важных для
детей всего мира.
В 1976 г. Барто выпустила книгу "Записки детского поэта”,
обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы. Формулируя свое
поэтическое кредо, Барто говорит о "современности, гражданственности и
мастерстве”, как о "трех китах”, на которых должна стоять детская
литература. Требование общественно значимой тематики для детской поэзии
сочетается с характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней
социализации ребенка, приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою
"детскость”, теряет способность к эмоциональному восприятию мира (глава
"В защиту деда Мороза”).
Творческое наследие Барто многообразно — от пропагандистских
стихотворений, написанных к какому-либо советскому празднику, до
проникновенных лирических зарисовок. Часто произведения Барто
откровенно дидактичны: известно ее пристрастие к афористически
выраженной морали, венчающей стихотворение: "Но, следуя за модой,//Себя
не изуродуй”; "А если плата вам нужна,//Тогда поступку грош цена”;
"Помни истину простую: / /Если девочки дружны. / /‚Пять девчонок про
шестую’ // Так судачить не должны” и пр. Во многих произведениях Барто
детская психология изображена тонко и с мягким юмором. Таково
стихотворение "Снегирь” (1938), герой которого, потрясенный красотой
снегиря и старающийся стать "хорошим”, чтобы родители согласились
купить ему птицу мучительно переживает эту необходимость ("И ответил я
с тоской:!! — Я теперь всегда такой”). Став счастливым обладателем
снегиря, герой с облегчением вздыхает: "Значит, снова можно драться.
//Завтра утром во дворе”. В стихотворении "Я выросла” (1944) девочка,
ставшая школьницей и утверждающая свою "взрослость”, все же сохраняет
трогательную привязанность к старым игрушкам. Все творчество Барто
проникнуто убеждением в праве детства — как особого мира — на
определенную независимость от мира взрослых. Поэзия Барто, всегда
напрямую откликавшаяся на требования времени, неравноценна: отражая
противоречия эпохи, она содержит и слабые, конъюнктурные произведения,
и подлинные шедевры. Сохраняющие свое очарование по сей день.