БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ (1891–1940), русский писатель. Родился 3
(15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии.
Семейные традиции переданы Булгаковым в романе Белая гвардия (1924) в
изображении уклада дома Турбиных. В 1909, по окончании лучшей в Киеве
гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского
университета. В 1916, получив диплом, работал врачом в селе Никольское
Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу
цикла рассказов Записки юного врача (1925–1926).
Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном
связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой.
По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой
горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой
Т.Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых
он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к
петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ Я убил,
1926 и др., роман Белая гвардия). Когда в 1919 в Киев вошла
Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве
военного врача уехал на Северный Кавказ.
Выполняя обязанности врача, Булгаков продолжал писать. В 1924
в Автобиографии он написал: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью,
написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня
поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом
напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова Грядущие
перспективы, опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в
1919, давал жесткую и ясную картину как современного писателю
общественно-политического и экономического состояния России («оно
таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков
предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней
октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за
Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!»
Писатель не верил в «очистительную силу» революции, видя ее тяжелые
последствия для общества. Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть
Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из
Советской России морем, через Батум, также не увенчалась успехом.
Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь
театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами
(которые впоследствии уничтожил). В 1921 Булгаков приехал в Москву.
Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве
фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете
«Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал
с целой плеядой писателей – И.Бабелем, И.Ильфом и Е.Петровым,
В.Катаевым, Ю.Олешей. Впечатления этого периода были использованы
Булгаковым в повести Записки на манжетах (1923), которая не была издана
при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно
Булгакову, приехавший в Москву, чтобы начать жизнь «с чистого листа».
Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в
новую жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней
культурой, которая для него воплощена в Пушкине. Своеобразным
продолжением Записок на манжетах явилась повесть Дьяволиада (1925). Ее
главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще
фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В
Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в
эти годы, – Роковые яйца (1925) и Собачье сердце (1925, опубл. в 1968).
В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман Белая гвардия
(неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе.
Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в
романе – Город), показана как трагедия не только народа в целом, но и
«отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей.
Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в
котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга
люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством
чести и достоинства. В год публикации романа Булгаков начал работу над
пьесой, сюжетно и тематически связанной с Белой гвардией и получившей
впоследствии название Дни Турбиных (1926). Процесс ее создания описан
автором в Театральном романе (Записки покойника, 1937). Пьеса, которую
Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку
романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль Дни
Турбиных, премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный
успех у зрителей. Спектакль выдержал 987 представлений. Вскоре после
Дней Турбиных Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни
1920-х – Зойкина квартира (1926, шла на московской сцене два года),
Багровый остров (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей)
и драму о Гражданской войне и первой эмиграции Бег (1928). В конце
1920-х Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В начале
1930-х на сцене МХАТа шла только его инсценировка Мертвых душ Гоголя;
пьеса о Мольере Кабала святош (1930–1936) некоторое время шла в
«исправленном» варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930
Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в
котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо
разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил
Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил
должность ассистента режиссера во МХАТе. Но произведения писателя
по-прежнему не публиковались. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и
написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых
спектаклях МХАТа. В 1938 он написал пьесу Батум, центральной фигурой
которой стал молодой Сталин, но пьеса была запрещена. В это же время
Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант (по
собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен им
в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего
в 1937 название Мастер и Маргарита. В это время Булгаков уже был
смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене, Елене
Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц
до смерти писателя. За годы работы над Мастером и Маргаритой авторская
концепция существенно изменилась – от сатирического романа до
философского произведения, в котором сатирическая линия является только
составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством
ассоциаций – в первую очередь, с Фаустом Гете, из которого взят эпиграф
к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории художественно
преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе»
– произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Булгаков
пытался опубликовать роман, но только в 1967 роман появился в журнале
«Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием. Многие фразы
из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их»
и др.) перешли в разряд фразеологизмов. Умер Булгаков в Москве 10 марта
1940.