Cергей Митрофанович Городецкий (1884 - 1967)
Русский поэт, наряду с Гумилевым основатель и теоретик акмеизма (его "второй основоположник", по выражению Брюсова).
Родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил
на историко-филологический факультет Петербургского университета.
Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую
литературу, рисовал. Проучился до 1912 года, но так и не окончил
университета.
Первая книга "Ярь" (конец 1906) отразила интерес поэта к
народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в
близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту
тематику продолжает второй сборник стихов "Перун" (1907), встреченный
уже не так восторжено. Третий сборник "Дикая воля" (1908) почти не был
замечен ни критиками ни читателями. К этому времени относятся и первые
прозаические опыты, работы в драматургии: "Повести. Рассказы" (1910),
"На земле", "Старые гнезда" (оба 1914), "Адам" (1915), трагедия "Марит"
(1908), комедия "Темный ветер" и др., но не принесшие ему явного
успеха.
Одна из заслуг - введение в русскую литературу детского
фольклора. В 1910-1920-х годах писал много книг для детей, собирал
детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.
В 1911г. Городецкий выступил в роли ученого-литературоведа и
подготовил к печати первое собрание сочинений И.С. Никитина, снабдив
его обстоятельной вступительной статьей и комментариями.
С 1912 года вместе с Гумилевым начинает, выступая с докладами,
активно прокламировать акмеизм, участвует в создании "Цеха поэтов".
Сборники "Ива" (1912), "Цветущий посох" (1914) отражают акмеистические
настроения.
В годы первой мировой войны оказался во власти шовинистских настроений. Это отражает сборник "Четырнадцатый год" (1915).
Весной 1916г., поссорившись с Вяч. Ивановым и А. Блоком,
разочарованный в литературной деятельности, Городецкий едет
корреспондентом газеты "Русское слово" на Кавказский фронт. И здесь он
осознает несостоятельность своих недавних представлений о войне. Он
пишет проникнутые болью стихи (сборник "Ангел Армении" (1918)).
Февральскую революцию встретил в Иране, работая в лагере для
тифозных больных (воспоминания в романе "Алый смерч" (1927)).
Октябрьские события застали его в Тифлисе, где он читал курс эстетики в
Тифлисской консерватории, работал редактором журнала "Арс" и
организовал местный "Цех поэтов".
Осенью 1921 года переехал в Москву, где работал в литературном
отделе газеты "Известия" и вместе с Н. Асеевым руководил литчастью
Театра революции. В 20-е годы часто менял свою литературную позицию,
много печатался: повести "Памятник восстания", "Черная шаль" (1921),
книга "Серп", сборники "Миролом" (1923), "Из тьмы к свету" (1926),
"Грань" (1929), поэма "Красный Питер" (1928).
С начала 30-х стал меньше писать, а большее переводил, создавал
оперные либретто (именно им был создан новый текст к опере Глинки "Иван
Сусанин" (1937-1945)).