Осуществлять предпринимательскую деятельность, не зарегистрировав ее надлежащим образом в государственных структурах, на территории России нельзя. Поэтому, чтобы не рисковать и не вступать в споры с законом, лучше не пытаться увильнуть от его исполнения. Тем более, что сама процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя достаточно проста, не требует особых затрат и не занимает много времени.
Процедура госрегистрации осуществляется в том налоговом органе, к которому вы прикреплены по месту жительства. Осуществлять же предпринимательскую деятельность можно где угодно. Открываете дело в Самаре, а прописка тольяттинская? Ничего не попишешь, придется ехать в родную налоговую. Это не касается граждан других государств, проживающих в России - они могут зарегистрироваться в качестве ИП по месту осуществления деятельности, не срываясь за тысячи километров "до дому, до хаты".
Разобрались, к какой налоговой службе принадлежите? Следующий шаг - сбор документов.
1.
Заполняем заявление по форме Р21001. Заявление заполняется в одном
экземпляре, печатными буквами. Там же указывается коды ОКВЭД
(классификатор видов экономической деятельности) и предполагаемые виды
деятельности ИП.
2. С заполненным заявлением шагаем к нотариусу - в его присутствии необходимо будет поставить на этой бумаге подпись, которую он должен заверить. За свои услуги нотариус попросит с вас вознаграждение - около 300 рублей.
3. Оплата госпошлины - на сегодняшний день она составляет 800 рублей.
Реквизиты счета для каждого При оплате необходимо будет указать КБК
(код бюджетной классификации). Код госпошлины за регистрацию ИП: 1821
0807 0100 1100 0110. Оплату можно произвести только в отделениях
Сбербанка.
4. Возвращаемся в налоговую службу. С собой несем:
- заверенное заявление;
- две
копии паспорта (в некоторых службах требуют копировать от корки до
корки, другим достаточно главной страницы и прописки - уточните в
регистрирующем органе);
- копию свидетельства ИНН физического лица
(если вы его еще не получили, сделайте это прежде, чем начинать
процедуру регистрации, написав соответствующее заявление в налоговую -
через пять дней оно будет готово);
- квитанцию об уплате государственной пошлины
В день подачи документов можно подать и заявление о выборе упрощенной системы налогообложения. Если вы не заявляете о желании работать по такой схеме, но собираетесь делать это в дальнейшем, то должны подать соответствующее заявление не позже, чем через 5 рабочих дней после официальной регистрации, иначе будете по умолчанию переведены на общую систему.
Взамен предоставленным бумагам налоговая служба выдаст вам расписку об их получении с указанием числа, когда можно будет забрать готовое свидетельство о государственной регистрации. По закону срок этот не может превышать пяти рабочих дней.
В указанный день приходите в налоговую службу, не забыв захватить с собой расписку и документ, удостоверяющий личность, и можете отмечать начало своей трудовой деятельности в качестве официального индивидуального предпринимателя.
В пакет документов, полученных в этот день в налоговой, помимо свидетельства входят также выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и уведомление о постановке ИП на налоговый учет.
После получения необходимых документов вы, по желанию, можете открыть счет в банке, чтобы осуществлять расчеты с клиентами. Для этого необходимо перед подачей документов в банк получить информационное письмо о присвоении кодов статистики, обратившись в отдел Самарастата по месту жительства.
В течение 10 дней после открытия счета надо уведомить об этом событии налоговый орган в письменной форме, чтобы не попасть на штрафы.
Если же вы предполагаете наличный расчет с клиентами, то нужно свериться с Налоговым кодексом РФ и выяснить, необходимы ли для вашего вида деятельности контрольно-кассовая техника и применение бланков строгой отчетности. Необходимы? Приобретайте кассу и заключайте договор с сервисным центром технического обслуживания кассовых аппаратов. Это является обязательным условием для постановки кассы на учет в налоговые органы. Затем нужно сдать в налоговую документы, требующиеся для регистрации техники, и привезти сюда саму кассу в сопровождении мастера ЦТО для активизации аппарата в присутствии налогового инспектора. После всех этих хитрых манипуляций с кассой можно начинать работать и совершать денежные операции.
Как видим, процедура достаточно проста. Единственным препятствием на пути к вашей предпринимательской деятельности могут стать очереди в регистрирующих органах, привычные для любых госучреждений. Если не хочется самому бегать по инстанциям и тратить нервы в коридорах организаций, можно отправить туда посредников в лице юридических фирм. 2000-4000 руб. - и сотрудники компании проведут всю процедуру от сбора документов для получения свидетельства до изготовления печати без вашего участия.