Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века
нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими
свободными взглядами; истинный патриот.
После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и
сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил
до отъезда и в которую влюблен до сих пор.
Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности.
Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со
многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин,
гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против
порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще
гнулась шея».
Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного
человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В
нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в
лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в
жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание
гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание
принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное
страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой
испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи
– она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья
предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины
господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в
фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди
тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина,
распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием
подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч.
свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из
Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем
иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч.
открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как
и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается,
как уехать из Москвы.