Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой
олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор
показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью
скупости.
Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает
запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду
особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все
безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.
Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом
– местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания
хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном.
Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго
следит за уровнем наливки у него в графинчике.
Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок,
закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие
глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо
платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика
да и из жизни вообще.
П. имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную
биографию. До смерти жены П. был рачительным и богатым хозяином. Он
трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то
надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей
с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая
умерла) душа П. окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости
овладел им». Но, как ни странно, жадность не до последнего предела
овладела сердцем героя. Продав Чичикову мертвые души, П. размышляет,
кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что
Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно
оживляет героя: «…на этом деревянном лице…выразилось…бледное отражение
чувства». Но это лишь мгновенный проблеск жизни, хотя автор считает,
что П. способен на возрождение. В конце главы о П. Гоголь описывает
сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешались совершенно» -
как и в несчастной душе П.