Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по
1923 г. Повествование ведется от имени автора-поэта Сергея Есенина;
изображение «эпических» событий передается через отношение к ним
лирического героя.
В первой главе речь идет о поездке поэта в родные места после
тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о
житье своих односельчан — зажиточных радовских мужиков. У радовцев идет
постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес,
устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до
убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды, скатилась
со счастья вожжа».
Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за
чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался
участвовать в кровавой бойне — выправил себе «липу» и «стал первый в
стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не
был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через
заросший сиренью сад — и в памяти возникают «далекие милые были» —
девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!»
Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный
мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И
снова, как бы в противовес этому, — мысли о безвинно изуродованных
войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках
радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде
творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню
вернулись многие «воровские души», среди которых — убийца старосты Прон
Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной — старой знакомой
героя, — докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем
к нему госте. Но лукавые намеки мельника не смущают пока души героя. Он
отправляется в Криушу — повидать знакомых мужиков. У хаты Прона
Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и
требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы — о земле, о войне, о
том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он — вы». В третьей главе —
события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте
герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных
встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти
другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль
модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но
сердца собеседников говорят о другом — они полны наплывом «шестнадцати
лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз…»
Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с
крестьянами к Снегиным — требовать землю. Из помещичьей горницы слышны
рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого
офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы — жалкий и низкий трусишка, он
умер… А вы вот здесь…» Уязвленный, герой отправляется с Проном в кабак.
Основное событие четвертой главы — известие, которое приносит в избушку
мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз — и квас! в России
теперь Советы и Ленин — старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете
оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук».
Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть
скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее
объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений
по-прежнему разъединяют их. И опять остается только поэзия воспоминаний
о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять
тоску и сон». В пятой главе — эскизный набросок событий, происшедших в
стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до
господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон — но «гаснет
удел хлебороба», «фефела! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных
«катек» дает себя выдрать кнутом». Из письма мельника герой поэмы
узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя,
пересидев налет в соломе, требует себе за храбрость красный орден.
Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его
старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью —
весточка от Анны. И хотя внешне адресат остается холодным, даже чуть
циничным, все же след в его душе остается. Финальные строки снова
возвращают к светлому образу юношеской любви.