Николай Васильевич Гоголь — выдающийся мастер слова, гениальный
прозаик и непревзойденный сатирик. Его творения являются неисчерпаемым
источником чарующей красоты искусства, бичующей сатиры и искрометного
юмора. В то время, когда Гоголь начинал свою литературную деятельность,
главным вопросом общественного развития России был вопрос об
уничтожении крепостного права, которое сковывало все живое,
прогрессивное в стране и обрекало русский народ на долголетнее
прозябание в условиях феодальной отсталости. Продолжая гуманистические,
антикрепостнические традиции Радищева и Фонвизина, Пушкина и
Грибоедова, Гоголь своим уничтожающим смехом разит этот строй и
содействует развитию в России демократических прогрессивных идей.
За несколько месяцев до окончания гимназии в письме дяде он
признается: “Еще с самых времен прошлых, с самых лет еще непонимания, я
пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага
государства, я кипел принести хоть малейшую пользу...” Он остановился
на юстиции, так как определил для себя, что “...здесь только я... буду
истинно полезен для человечества...”.
Свою ненависть к высшему обществу, к продажным служителям
самодержавной машины писатель высказал на страницах гениального
произведения, главного труда своей творческой жизни —поэмы “Мертвые
души”.
Сюжет предельно прост: мошенник Павел Иванович Чичиков ездит
по помещичьим “гнездам” и скупает “мертвые души” крестьян, не прошедших
ревизскую сказку, чтобы путем дальнейших махинаций разбогатеть. Форма
путешествия тоже не нова в русской литературе. Вслед за Радищевым,
Гоголь старается показать широкие просторы России, на которых царит
беззаконие. Помещики, с позволения сказать, “столпы общества”,
оказываются мошенниками и подлецами, ничтожными людишками, которым по
праву рождения дано было распоряжаться судьбами сотен людей.
Гоголь показывает, сколь губительно крепостное право не только
для самих крепостных, но и для их хозяев, доведших себя до скотского
состояния. Смех Гоголя звучит сквозь слезы. Писатель-гуманист не мог
оставаться равнодушным ко всем беззакониям и безобразиям, царящим в
России. Устами Собакевича, одного из помещиков, он дает характеристики
власть имущим, “уважаемым людям” губернии. Председатель палаты, по его
словам, “он только что масон, а так дурак, какого свет не
производил...”.
“Губернатор превосходный человек?
— Первый разбойник в мире! И лицо разбойничье! — сказал Собакевич.
— Дайте ему только нож, да выпустите его на большую дорогу,
зарежет, за копейку зарежет! Он, да еще вице-губернатор, это Гога и
Магога!”
Полицеймейстер же, по словам того же Собакевича, “мошенник!
Продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это все
мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и
мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только есть
порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”.
Страшно становится от таких откровений, исходящих из уст “брата
помещика”. Ему-то какой резон лгать. Он говорит то, что думает, еще, на
наш взгляд, смягчая характеристики в силу своего социального положения.
А так “эти мошенники” заслуживают большего. Тюрьма по ним плачет, но
они сильные мира сего и вольны распоряжаться жизнями людей, которые
лучше и умнее их, порядочнее и выше в духовном развитии. Но таков
“порядок вещей”, так установлено законом. И Гоголь показывает нам всю
абсурдность и беззаконие такой жизни. Он не призывает к революции, к
свержению власти, а лишь указывает на ничтожность и мелочность этих
людей, забывающих о высоких целях служения Отечеству ради сиюминутной
корысти.
Описывая Плюшкина, автор не может не воскликнуть: “И до какой
ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так
измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может
статься с человеком”. Да, все самое плохое, если он ставит перед собой
низменные цели: обогатиться любой ценой, сделать карьеру за чужой счет,
грабить и разорять крестьян ради собственной выгоды...
Но Гоголь бы не был великим писателем-гуманистом, если бы не
показал пути развития России. Он верил, что у нее прекрасное будущее. И
в финале первого тома “Мертвых душ” писатель дает нам эту картину,
рисующую будущее страны: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая
тройка, несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все
остается и остается позади... Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?., и
косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
Остается только удивляться прозорливости автора, сумевшего в
своем далеком прошлом увидеть то, что произойдет лишь через сто лет.
Только пламенный патриот, каким был Гоголь, смог увидеть и показать
всему миру, что ждет Россию. А мы, читая его произведения, восхищаясь
его юмором, чистотой и глубиной мыслей и языка, учимся у писателя
любить родину, быть ей полезными.