|
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Главные герои повести Николая Васильвича Гоголя «Тарас Бульба» - Остап и Андрий.
Очень большое влияние на них оказал их отец – опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его целью в жизни было побывать в Запорожской Сечи и совершить подвиг. Его девиз – «бой и пиршество». Андрий же видел в жизни другой смысл. Он учился охотнее брата, интересовался искусством. Он не презирал женщин, как отец и другие казаки. Андрий, как и Остап, признавал отца своим единственным судьей. И Остап, и Андрий гордые, с чувством собственного достоинства. Оба брата доры, но Остап – к Андрию, отцу, казакам, а Андрий – даже к врагу: он пожалел полячку. Братья были патриотами, защитниками Родины, но Андрий не справился со своими чувствами и стал предателем. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История
жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает
статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь
отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер
Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в
«Мёртвых душах».
Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который
настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его
судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые
души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит
сколачиванию капитала. Следуя отцовскому завету «беречь копейку»,
Чичиков переступил через мораль и добродетель, приспосабливаясь к любым
обстоятельствам, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его
отец: «Всё сделаешь и все перешибешь на свете копейкой». Другие
напутствия сводились к тому, чтобы сын угождал учителям и начальству,
водил дружбу с богатыми товарищами. Вся школьная жизнь Чичикова
превратилась в непрерывное накопление. Он перепродаёт товарищам булки,
выгодно сбывает дрессированную мышь и вылепленного из воску снегиря,
экономит собственные деньги, отказываясь от необходимого. Из тихого,
мало приметного, но практичного юнца вырастает удачливый и шустрый
аферист. Его ум, изобретательный и изворотливый, способен из всего
извлечь выгоду. Все его усилия направлены на личное обогащение. Он
циник и лицемер, он «мошенник из мошенников», он великий
артист-мистификатор. И всеми своими, пусть временными, от случая к
случаю успехами и удачами он обязан отцу. А мы, читатели, обязаны Н. В.
Гоголю за то, что он показал страшное лицо этих хищников, для которых
деньги являются целью существования, средством для достижения
влиятельного положения в обществе.\
Разговор о злой силе денег, о рабском преклонении перед ними, относится к вечным темам в литературе и к трудным вопросам семейного воспитания. Современные рыночные отношения, постоянный рост материальных возможностей, проблемы, связанные с деньгами, оказывают серьёзное влияние на воспитание личности. Деньги сами по себе не зло, а необходимое условие для нормальной жизни человека, как в материальном, так и в моральном плане. В педагогике считается, что денежные вопросы способствуют формированию в человеке таких качеств, как честность, обязательность, ответственность. Таким образом, тема денег непосредственно связана со всеми аспектами нравственного воспитания. Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на
изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает
внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация,
прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще
по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не
лучше. Иронически обыграна Гоголем и само название деревни: «…Маниловка
не многих могла заманить своим местоположением». Печать серости,
скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова:
серый день, серые избы. В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло:
шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то
голубенькой краской, вроде серенькой»…
Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,— полная
противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой
пустоте. Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на
неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают
понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам
комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в
третий четвертачки, хоть с виду и кажется, будто бы в комоде ничего
нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да
распоротого салопа...».
Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в
которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева,
Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по
степени деградации героев.
Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице. “Идейным стержнем” поэмы И.В.Гоголя “Мертвые души” является “мысль о
трагической судьбе народной”. На протяжении всего произведения автор
упоминает людей “низкого класса”. Хотя среди образов крепостных
крестьян и не выделяются столь яркие характеры, зато их разнообразие
раскрывает всю картину крепостной России. Изображение тяжелой жизни
крестьянства, показ его трудолюбия, талантливости, меткости речи и его
невежества и темноты – все эти качества помогают автору раскрыть разные
стороны простого народа.
На первой же странице поэмы Гоголь рисует нам такую картину: два мужика, явно не обремененные никакими делами, стоя у дверей кабака, внимательно осмотрели и оценили состояние колеса на бричке Чичикова и не без знания дела решили, что оно доедет лишь до Москвы. Этим он хотел показать безразличие этих мужиков к делам, которые их не касаются. Во второй главе автор знакомит нас с Петрушкой и Селифаном – слугами Чичикова. Петрушке свойственны три характеристические черты: страсть к чтению, спать не раздеваясь и носить с собой повсюду особенный запах: “достаточно ему было пристроить где-нибудь свою кровать да притащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате уже лет десять жили люди”. Селифан же был несколько другим человеком, хотя и малообразованным. Два этих персонажа олицетворяют собой невежество народа, его темноту. Но в то же время даже в таких людях есть народная смекалка: “Русский человек в решительные минуты найдется, что делать, не вдаваясь в дальнейшие рассуждения”. “Вся Русь явится в нем”, — писал о своем произведении сам Н. В.
Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится
показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все,
что составляет основу русской жизни, историю и современность России,
пытается заглянуть в будущее... С высоты своих представлений об идеале
автор судит “всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу
жизнь”.
Проницательный взгляд Н. В. Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Не обходит он своим вниманием и российский город. В одной из рукописей, относящейся к наброскам поэмы, Н. В. Гоголь записывает: “Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло от безделия и приняло выражение смешного в высшей степени”. И далее — трагический взгляд на эту идею: “Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно... Смерть поражает нетрогающийся мир”. Посмотрим, какое воплощение получил этот первоначальный замысел Гоголя. При издании «Мертвых душ» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист.
На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а
вокруг – множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот
титульный лист было очень важно для Гоголя, так же как и то, чтобы его
книга вышла в свет одновременно с картиной Иванова «Явление Христа
народу». Тема жизни и смерти, возрождения красной нитью проходит через
творчество Гоголя. Свою задачу Гоголь видел в исправлении и направлении
на истинный путь сердец человеческих, и попытки эти были предприняты
через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, наконец, в
творчестве.
Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из кризиса. Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся
Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России
первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души",
написанная в 1842 .
Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду" - I том , затем "в чистилище" - II том и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации .К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники. |
Обратная связь
Напишите администрации сайта |
Инструменты Полезные ссылки сайта
На всякий случай :) E-mail администратора: admin@hwka.ru |
Статистика Для рекламщиков и просто людей Для легкости Такие приятные ссылки :) Для ленивых |
Дизайн и создание сайта | © Copyright HWKA.ru 2009-2012. Все данные взяты из открытых источников и распространяются свободно, но при копировании ссылка обязательна. |