В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь, наряду с
выразительной галереей портретов помещиков, подробно описывает героя
нового времени — Павла Ивановича Чичикова.
Это мошенник большой руки. Он предчувствует нарождение нового
строя — капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете
Чичиков ставит деньги, и будет поклоняться, служить, составлению
капитала посвятит жизнь. Он прекрасно запомнил завет отца “беречь
копейку”, ибо все могут предать, только “копейка” поможет и спасет...
Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая
приятелям булки и пышки... Потом он займется аферами на таможне, когда
и это дело раскроется, Чичиков придумает великую фальсификацию с
мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки.
Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под
эфемерный залог. Умен ли герой? Безусловно, его ум изобретательный и
изворотливый, способный из всего извлечь выгоду. Но герой не внушает ни
капли уважения, так как его способности направлены на обман государства
и окружающих, пусть не самых лучших представителей общества. Да,
Чичиков общается с мошенниками и плутами, но от этого его поступки не
становятся благовиднее, ибо он “мошенник из мошенников”, и все его
способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное
обогащение. Он довольно циничен, придумав такую аферу с покупкой
мертвых душ. Свое истинное лицо Павел Иванович искусно скрывает под
личиной Приличия. Он великий артист-мистификатор.
Приезжая к Манилову, Чичиков подстраивается под характер
хозяина. Ведет себя чересчур церемонно. Полчаса хозяин и гость стоят
перед дверью, не решаясь войти первыми, уступая друг другу эту честь. В
конце концов втискиваются в нее одновременно. О деле Павел Иванович
начинает говорит витиевато: “— Я полагаю приобрести мертвых, которые,
впрочем, значились бы по ревизии, как живые,— сказал Чичиков.— Мы
напишем, что они живые, так, как стоит действительно в ревизской
сказке. Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за
это и потерпел на службе, но уже извините: обязанность для меня дело
священное, закон — я немею перед законом”.
Он даже “печется” о родном государстве, утверждая, что “казна
получит выгоду, ибо получит законные пошлины”. Манилов вполне
удовлетворен объяснениями Чичикова, ему недосуг вдаваться в подробности
дела. Это довольно скучно для его “возвышенной натуры”.
С Собакевичем, чувствующим интуитивно мошенническую сущность
Чичикова, Павел Иванович вначале держит себя солидно и серьезно, а
потом понимает, что помещик его “разгадал”. Притворяться уже не стоит,
тут главное — не попасть впросак. И давая деньги, одновременно
выдергивает из рук Собакевича расписку.
“—Хорошо, давайте же сюда деньги!
— На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишите расписку, в ту же минуту их возьмите.
— Да извольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги.
Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу, который,
приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, Другой написал
на лоскутке бумаги, что задаток двадцать пять рублей государственными
ассигнациями за проданные ревизские души получен сполна”.
У Коробочки же Чичиков ведет себя свободно. Настасья Петровна
довольно зажиточная помещица: ее “узенький дворик весь был наполнен
птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа,
промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и
поворачивая голову набок...” У нее есть чем поживиться: медом и
пенькой... но Чичиков интересуется совершенно другим товаром: “—
Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
— Кого, батюшка?
— Да вот этих-то всех, кто умерли”.
Коробочка вначале опешила, но потом ее волнует только одно —
как бы не продешевить. Она готова выкапывать мертвых и продавать, лишь
бы была выгода. Позже она не поленилась съездить в город, чтобы
справиться о цене на мертвые души.
Ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен
кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить
свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них
никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. “Хорошо, что нашелся
покупатель и на этот товар”, — такова их логика, очень страшная и
бесчеловечная. Переезжая из имения в имение, Чичиков общается,
приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова — он
добрейший человек, с Собакевичем —“кулак кулаком”, у Коробочки —
гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам.
Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим “великодушием и
щедростью”, отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи
мертвых душ на себя.
Павел Иванович не менее отвратителен, чем другие помещики.
Если они соглашаются на эту сделку — продажу мертвых душ, то Чичиков
является создателем и организатором этой грандиозной аферы. И не будь
Ноздрева — дебошира и тунеядца, еще неизвестно, как все бы закончилось.
Гоголь в шутку называет его многосторонним человеком, так как он из-за
отсутствия логики в ту же минуту предлагал вам ехать куда угодно, хоть
на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что есть,
на все, что хотите... Тут впервые Чичиков промахнулся. Ему не следовало
связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило
корыстолюбие. Это его сгубило.
По мысли писателя, его герой не может стать победителем. Он
обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться.
Художник-гуманист, Гоголь представить себе не мог, что настанут
времена, когда Чичиковы будут фаворитами общества, без стеснения и
страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатель все
сделал, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Он надеялся и
верил, что его родина сможет преодолеть все трудности, выйдет на
широкую и светлую дорогу, поэтому в конце первого тома поэмы появляется
образ “птицы тройки”, несущейся в светлую прекрасную даль. Гоголь
верил, что своим творчеством приближает это прекрасное будущее.