Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:
она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме
"Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Кроме того,
Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность
государственных мужей.
Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине".
Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия
идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный
характер: она обличает правительство.
По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан
Копейкин. Известно, что защитники отчества, пострадавшие в
освободительной войне с французами, получали мизерный пансион. Это,
наверное, типично для России, в том числе и для нынешнего времени, что
лишний раз показывает бессмертие великих произведений, их вневременное
значение. Так вот, Копей-кин, которому оторвало руку и ногу, умирает с
голода. Он кое-как добрался до столицы, "приютился в Ревельском
трактире за рубль в сутки" и пытается добиться справедливости в высшей
комиссии. Но вельможные чиновники везде и всегда одинаковы — это
бездушные существа. Попытки добиться справедливости бесцельны, капитана
высылают из Москвы, чтобы :не досаждал "занятым" людям. Копейкин
ожесточен, куда он отправился — неизвестно, но в рязанских лесах
появилась новая шайка разбойников...
Гоголь верен самому себе: высокий стиль "сказа" сменяется
откровенной сатирой. Почтмейстер в недоумении прервал рассказ, так как
у Чичикова целы руки и ноги. Он хлопнул себя по лбу, назвал себя
"телятиной". Выдвигается новая версия: Чичиков — переодетый Наполеон.
Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ
народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь
чувствовал душу русского народа, которую выразил в образе быстро
несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и
ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?"
Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее
и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины.
Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем
и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей
частями "Божественной ^комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим
замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным
по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова
осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о
будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает
ответа"...