Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История
жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает
статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь
отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер
Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в
«Мёртвых душах».
Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с
болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую
подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и
прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество
холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи,
проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по
ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.
Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения,
которая предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение,
абсолютная утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы
выглядит, как старая баба-ключница.
«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином!»
В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее
характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у
Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как
Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с
пауком: «… везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как
трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины».
Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о
душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним
спешит заменить слова «добродетель» и «редкие свойства души» на
«экономию» и «порядок».
Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу
биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери, ослушание
сына, наконец, смерть последней дочери), сколько потому, что
«человеческие чувства», которые… не были в нём глубоки, мелели
ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной
развалине.
Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в
безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о
постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он
открывает главу о Плюшкине.
Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он
являет собой последнюю ступень нравственного падения. Почему не
Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом
«прореха на человечестве», а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь
рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в
русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы
бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и
возвышенность мыслей. В ряду «мёртвых обитателей, страшных неподвижным
холодом души своей и пустотой сердца». Плюшкин занимает достойное место
как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно,
что Гоголь лелеял мечту о возможности «воскрешения» подобных мёртвых
душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя
заключалась, по мысли Ю.Айхенвальда, в том, что создание «прекрасных и
простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он
не творец, здесь он бессилен».