В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые
были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал
повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" — это
Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским.
Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Название
повествованию дала глава "Царь-рыба", имеющая обобщенный символический
смысл. Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек:
это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается
драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит
от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал
борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: "Яростная, тяжело
раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости,
плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся,
волшебную царь-рыбу". Речь в повествовании идет и о трагедии Человека,
который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит
себя и ее.
Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам всегда будут памятны кошмары
картины ядерной катастрофы. Если человечество не сумеет изменить свое
сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько
десятилетий назад А. И. Вернадский создал свое учение о ноосфере —
сфере человеческого разума, где необходимо "мыслить и действовать... не
только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или
союзов, но и планетарном аспекте". Понятие "человечество" возникло
несколько веков назад, однако лишь в последние годы люди начали учиться
чувствовать себя человечеством — нераздельной общностью.
Почему проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ
прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе
влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения
вулканов. А нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные
силы природы. Возвращение к "райскому саду", то есть к нетронутой
природе, уже абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений
человека и природы должны решаться с учетом этического фактора.
В повествовании "Царь-рыба" все герои — главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие.
Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора,
стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных
принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к
размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы
произведения — повествование в рассказах — не случаен. Эта форма
позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования,
чего не позволяет, например, форма романа.
Одна из главных задач "Царь-рыбы" — обличение браконьерства в
наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только
человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот,
кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает
разрешение на вырубку девственных лесов.
"Царь-рыба" — это не сборник тематически связанных между собой
рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о
нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу,
раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы,
расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей
перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и
место действия "Царь-рыбы" — Сибирь. Эти огромные неосвоенные
пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России.
Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.
"Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа".
Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании
ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы
понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и
будущего.