Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы.
Это может быть простое описание места разворачивающихся событий или
выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое
отношение к природе.
Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что
человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле;
другие, напротив, доказывают, что природа — это храм и каждый человек
обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и
зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную
собственной. Астафьев в своем произведении "Царь-рыба” пытается
разобраться в этой проблеме и найти ответ на важный для всех вопрос:
что есть природа — храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич —
рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя
лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и
необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он
царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои
дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным
ему?
Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших
количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и
прокормиться и без этой "наживы”. Пойманную рыбу он не продает. А чтобы
заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это
занятие считается браконьерством,
Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с
другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в
поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное
соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И
из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит,
постепенно губят природу, растрачивают то ценное, что есть на земле. Но
зачем природе царь, не ценящий богатства, которым владеет? Неужели она
покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек,
посланная для борьбы с царем при роды. Каждый рыбак мечтает поймать
царь-рыбу, ведь это — знак свыше.
Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому
не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека,
поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с
Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем
противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление овладеть
царь-рыбой, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой
стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от
этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает:
жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы
то ни стало вытащить из воды рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей
округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он
подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь
брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И
жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с
"рыбиной”.
Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою
со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа
покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись
друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей
смерти. И Игнатьич просит: "Господи, отпусти эту рыбу!” Сам он этого
сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует
над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку
исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает
свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он
вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это
происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и
подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь и сейчас.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще
больше запутал читателя, но все же он дает ответ на непростой вопрос:
природа — это храм, где человек не может хозяйничать по своему
усмотрению, однако он должен помочь этому храму обогатиться, ведь
человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом
для всего живого.
Произведение "Царь-рыба” написано как повествование в
рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни
рассказы написаны в художественном стиле, другие — в публицистическом.
Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и
разворачивающиеся события, посмотреть на большое количество проблем с
разных сторон и найти единственно правильное их решение. Разные стили
делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.
Эта книга дает много хороших уроков и советов. В этом
произведении Астафьев как бы спрашивает нас: а правильно ли мы
используем то, что нам дано, не растрачиваем ли впустую данное нам
богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли
и заставляет посмотреть на мир другими глазами.