Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания
теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с
живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой — от
Ясной Поляны.
Отношение человека к природе — одна из наиболее злободневных
проблем современности. Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу:
природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас нельзя сказать,
что человек — царь природы. Покорение природы обернулось для нас
уничтожением ее богатств, борьба с ней — нравственным саморазрушением.
Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою
причастность, начинаем размышлять в месте природы в нашей жизни.
В семидесятые годы Виктор Астафьев написал "Последний поклон” и
"Царь-рыбу”. Речь в рассказах "Царь-рыбы” идет о браконьерах,
нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: "Тайна на
земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль
разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья
в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало
рекой, другое сорило семена в воду, на ветру”. Писатель говорит о том,
что мы сделали с тайгой: "Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали,
исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей
передать, не привили и враждебности, как ни старались”.
В главе "Царь-рыба” образ царь-рыбы символизирует саму природу.
В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек.
Поединок заканчивается в пользу природы. Утратив совесть, человек
терпит поражение, а волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея.
В своих произведениях Валентин Распутин пишет о защите природы.
В повести "Прощание с Матерой” он показывает страдания людей, которые
покидают свою родину. Мне кажется, что вместе с людьми плачет, страдает
и природа. На острове есть дерево, его пытались срубить, спилить,
поджечь. Люди ничего не могут сделать с ним. Природа тоже противостоит
людям. Но выдержит ли она эту борьбу? Когда мы боремся с природой, мы
уничтожаем самих себя.
В повести "Пожар” поднимается та же проблема. "Лес вырубать —
не хлеб сеять”, — говорит главный герой повести "А лес выбрали — до
нового десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в
годы. А потом что? Потом голод, нищета”. Ведь вместе с природой гибнет
и человек.
Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы
делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам
технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит
смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к
катастрофам, сотрясающим весь мир. Вспоминаю слова Пришвина: "Охранять
природу — значит охранять Родину”.