«Горе от ума» Грибоедова – произведение удивительное во всех
отношениях. Автор детально изобразил всех персонажей, но образ Чацкого
стал его бессмертным творением.
Чацкий – чужой среди своих. Именно поэтому он становиться в
глазах общества, в котором вырос, сумасшедшим. Заграничные либеральные
идеи начисто вытеснили из него предрассудки московского общества. Он
оказался абсолютно одиноким среди своих соотечественников.
Чацкий - участник двух сюжетных линий, двух конфликтов.
Во-первых, это любовный треугольник Чацкий – Софья – Молчалин.
Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества.
Грибоедов писал, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на
одного здравомыслящего человека». Но ум Чацкого в фамусовском обществе
не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. «Да этакий ли
ум семейство осчастливит?» - говорит Софья о Чацком.
Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои
комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем
самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный
герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у неё и срывается
с языка фраза: «Он не в своем уме». И пусть Софья сказала это случайно,
она рада, что собеседник понял её в прямом, а не в переносном смысле:
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
Прототипом Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное созвучие в
фамилиях еще раз подчеркивает замысел автора: показать вольнолюбивого,
целеустремленного и способного возродить Россию, утонувшую в лести и
предрассудках, человека. Чацкий всеми силами пытается открыть глаза
фамусовскому обществу и убеждениями, и высмеиванием. Но стена между
такими как Чацкий И Фамусов не поддается разрушению, поэтому не
понятно: Чацкий ли отвергает общество или общество Чацкого? Все зависит
от личной точки зрения. Фамусовское общество считает себя абсолютным
победителем, а Чацкий удаляется не с торжеством, не с видом
побежденного, а с видом человека, который разочаровался в самом
дорогом:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок…
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок…
И Чацкий действительно должен был бежать, потому что такая
жизнь как у Фамусова и его знакомых губительно, паразитически действует
на сознание человека. Чацкий осознал, что в такой атмосфере можно
задохнуться:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий стал предшественником романтических героев: ищущих
свободу, отвегнутых (или отвергающих?) общество. И как ни различны
Печорин у Лермонтова и князь Андрей у Л. Толстого – они все так же, как
и Чацкий страдают от нехватки правды и невозможности найти свободную
истину.