«Век нынешний» и «век минувший».
В комедии «Горе от ума», написанной в начале 19 века, А. С.
Грибоедов касается множества серьезных вопросов общественного быта,
морали, культуры, актуальных в эпоху смены веков, когда меняются
общественные устои и нарастают противоречия между представителями «века
нынешнего» и «века минувшего».
В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и
Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно
настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему
противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит
и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина), и молодёжь (Софья, Молчалин).
«Век минувший» - это не только показатель возраста, но и система
устаревших взглядов.
Так в каких же вопросах заключаются основные противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим»?
Члены фамусовского общества ценят человека только по
происхождению, богатству, а так же положению в обществе. Идеалами для
них служат такие люди, как Максим Петрович, надменный вельможа и
«охотник поподличать». Все характерные черты чинопочитания того времени
ярко выражены в образе Мочалина: он молчалив, боится высказывать свое
мнение, ищет расположение у всех, чей чин выше его собственного, ради
того, чтобы стать важным чиновником, он готов на многое. Для Чацкого
главным человеческим качеством является богатый духовный мир. Он
общается с теми, кто ему действительно интересен и не заискивает перед
гостями дома Фамусова.
Цель жизни для Павла Афанасьевича и ему подобных – карьера и
обогащение. Кумовство – обычное явления в их кругах. Светские люди
служат не на благо государства, а ради личной выгоды, это подтверждает
заявление полковника Скалозуба:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Чацкий же не желает служить «лицам», именно ему принадлежит высказывание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Александр Андреевич – прекрасно образованный человек. Он три
года провел за границей, что изменило его мировоззрение. Чацкий –
носитель новых, революционных идей, но именно всё новое и прогрессивное
пугает фамусовское общество, а источник «вольномыслия» эти люди видят в
просвещении:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мыслей.
Общество увидело в Чацком человека, перечащего основным
моральным устоям, именно поэтому слух о его сумасшествии так быстро
распространился,, и никому не составило труда в него поверить.
У представителей двух веков разные взгляды на любовь. Фамусов
из самого светлого и чистого чувства сумел извлечь выгоду: для своей
дочери он избрал в мужья Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в
генералы». Понятно, что при таком отношении, о настоящей любви говорить
не приходится. Чацкий много лет сохранял искренние чувства к Софье.
Вернувшись в Москву, он надеялся на взаимность, но Софья оказалась под
сильным влиянием общества её отца, а также, начитавшись французских
романов, она нашла себе «и мужа-мальчика, и мужа-слугу» Молчалина, а
он, в свою очередь, с помощью Софьи собирался получить очередной чин:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека
Единственный раз мнения Фамусова и Чацкого совпадают в вопросе
о влиянии иностранцев на Россию, но у каждого на то свои причины.
Чацкий говорит, как истинный патриот, он противник «пустого, рабского,
слепого подражанья» иностранцам, ему противно слушать речь людей
фамусовского общества, где господствовало «смешенье языков:
французского с нижегородским». Фамусов негативно относится к
иностранцам лишь потому, что он отец, и его дочь может ненароком выйти
замуж за какого-нибудь француза:
А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моду к нам, и авторы, и музы:
Грабители карманов и сердец.
В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение,
но он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с
«веком минувшим». Он верит, что будущее принадлежит его собратьям по
духу.