"Евгений Онегин" Пушкина и "Герой нашего времени" Лермонтова являются
основными произведениями в творчестве каждого из этих великих русских
писателей. Оба автора ставили перед собой задачу передать портрет героя
как образ современного человека с его характерными чертами. Пушкин и
Лермонтов изобразили героев примерно одного времени, периода,
исторически чрезвычайно важного для России.
Интересно, что в начале этих романов герои являются совершенно
разными, но как схожи их образы становятся в конце произведений! Онегин
- петербуржский повеса, получивший традиционное воспитание и
поверхностное образование:
Он по-французски совершенно
Мог изьясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил, -
Печорин же говорит о себе в своем дневнике, поверяя ему самые
сокровенные тайны: "С самого детства все читали на моем лице признаки
дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились".
В этом монологе чувствуется некоторая картинность, однако Печорин
совершенно искренен. Эта исповедь является попыткой объяснить
окружающим свой характер, сделать шаг навстречу людям.
Онегин же совсем иной. Привычный к жизни в свете, знающий его
законы, он понимает, что чувства здесь неуместны. Это театр, в котором
каждый играет свою роль, и Онегин знает законы этого маскарада. Его
"науки страсти нежной" вполне хватает для того, чтобы блистать, быть
желанным гостем в светском обществе, однако эта суета, "постылой жизни
мишура" убивает душу героя. Онегин пытается найти себе занятие:
Онегин дома заперся,
Зевая за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его... -
а затем:
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книгу ставил полку,
Читал, читал, а все без толку... -
Но тщетно.
Печорин же страстно стремится вырваться из того жизненного
круга, в котором он принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на
Кавказе, на "краю земли". Здесь он ещё не устал от жизни, стремится
найти свое счастье, всем интересуется, влюбляется, общается с людьми.
Он во все вмешивается, даже называет сам себя "камнем, брошенным в
гладкий источник", тревожащим спокойствие в какой бы круг он ни влился.
А вот Онегина довольно трудно представить в подобной ситуации:
изначальное безразличие, равнодушие к окружающим является причиной
полного отсутствия любопытства. В деревне он всячески старается
отгородить себя от соседей. Пушкин, прекрасно понимая тип своего героя,
оценивает его так:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя...
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал...
Случайно сблизившись на почве общих интересов с Ленским,
Онегин не пытается завести других знакомых. Он слишком умен,
интеллигентен, чтобы слушать их разговоры "о сенокосе, о вине, о
псарне, о своей родне."
Почти такое же отношение к дружбе мы видим и у Печорина: "Я к
дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя себе
не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд
утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...". Общаясь с
Вернером, Печорин скорее говорит сам с собой, чем с доктором; они
сблизились на основе общего для обоих скептицизма и неприятия
окружающего их общества. Сам Печорин говорит: "Мы друг друга скоро
поняли и сделались приятелями".
Но вернемся к Онегину. Этот герой, хотя и всей душой презирает
людей, вынужден однако считаться с их мнением. По этому глупому
противоречию он убивает единственного приятеля, единственного человека,
с которым делил деревенский досуг. Быть может, из-за этого Онегин
потерял навсегда возможность быть счастливым.
А Печорин, боящийся взять на себя какие-либо обязательства,
хочет получать, при этом ничего не давая взамен, в жизни же так не
бывает. Он мучает Веру, мучает себя самого и плачет как ребенок, когда,
потеряв ее, осознает, что по-настоящему любил лишь ее одну.
Похожее происходит и с Онегиным. Когда любовь Татьяны "была
так возможна" он отказывается от нее, не придавая её влюбленности
никакого значения. Но, увидев Татьяну на балу, блистающую в светском
обществе, замужем за князем, Онегин вдруг вспыхивает любовной страстью
к Татьяне, стремится возродить из пепла ее былую любовь к нему, но...
Жизнь не дает ему второго шанса, убеждая героя в недосягаемости счастья.
Онегин и Печорин близки друг другу тем, что оба,
разочаровавшись в жизни, безрадостно ожидают ее конца. Вся трагичность,
горестность их положения в фразе Печорина: "Зачем я жил? для какой цели
я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение
высокое... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не
принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил:
я любил для себя, для собственного удовольствия".
Под этими строками мог бы вполне подписаться и Онегин.
Совершенно разные герои, пришли в конце концов к одному итогу: им
суждено было дополнить своими судьбами галерею "лишних людей" в истории
русской литературы XIX века.