"Евгений Онегин" - основное произведение А.С.Пушкина. В нем писатель
воплотил главный замысел поэта -- дать образ героя времени, портрет
своего современника - человека XIX столетия.
Образ Онегина -- это сложное и противоречивое сочетание
многих положительных качеств и многих недостатков. Наряду с ним образ
Татьяны самый значительный и важный в романе. Отношения между ними
составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна
также представительница новой, молодой России. Как Онегин, который "для
всех...кажется чужим" (письмо Татьяне), так и "она в семье своей родной
казалась девочкой чужой". Она влюбилась в Онегина потому что, как
говорит поэт, ей пришла пора любить.Но то, что Татьяна влюбилась в
него, не случайно.
В отличие от столичного денди Евгения, Татьяна выросла в
"глуши забытого селения", в атмосфере преданий простонародной старины.
Если сопоставить детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения,
становится ясно, что они прямо противоположны друг другу. У Евгения -
иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка. Она -
"ранняя пташка", просыпается на рассвете, подобно крестьянским
девушкам. Татьяна - положительный, идеальный образ русской женщины. Она
мечтает о настоящей большой любви, о единственном избраннике, а у
Онегина "наука страсти нежной", цепь легких и скоро надоевших побед.
Правда, на эти мечты, как и на формирование всего духовного мира
Татьяны оказали большое влияние иностранные романы. Пушкин сообщает,
что его героиня по-русски знала плохо, то есть, не владела русским
литературным языком: письмо к Онегину она пишет по-французски. Под
подушкой у Татьяны французская книжка, но видит она русские,
"простонародные", сны. Она, выросшая в среде провинциального
дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и
живая, именно поэтому прекрасна. Она "любит не шутя".
Другой! ...Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя.
Вот мимо всего этого Онегин и проходит. Он испугался подлинных
чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность
Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения.
Даже тогда, когда в последней главе в его охладевшем, давно
"потерявшем чувствительность" сердце внезапно вспыхивает большое
чувство, он увлекается не той Татьяной, какой она была в деревне, "в
глуши лесов", в окружении русской природы, "не этой девочкой несмелой,
влюбленной, бедной и простой". Этой Татьяной Онегин пренебрегал,
останься она в той же "смиренной доле", пренебрег бы ею и сейчас. Он
стал "томиться жаждою любви" к Татьяне, обрамленной великолепной
блистательной рамой петербургских светских гостиных, - "равнодушною
княгиней", "непреступною богиней роскошной царственной Невы".
А ведь все лучшее в духовном облике Татьяны -- ее высокое
душевное благородство, искренность и глубина чувств, верность долгу, -
связано с ее близостью к простому, народному. Ей самой "душно здесь", в
этой новой среде, в которой она стала так пленительна Онегину. Она
ненавидит "волненье света", презирает окружающую ее "постылой жизни
мишуру", "весь этот шум, и блеск, и чад".
Вот почему Татьяна, продолжая любить Онегина, называет его
вдруг загоревшуюся любовь к ней "мелким чувством". Здесь она и права, и
не права. Повод к внезапной вспышке этой любви был действительно мелок
- "запретный плод вам подавай, а без него вам рай не рай". Но Онегин
полюбил Татьяну искренне и беззаветно, уже поэтому он заслуживает
некоторого снисхождения. Неожиданная страстная влюбленность в Татьяну
произвела в нем переворот, вернула ту "чувствительность" его сердцу,
порожденную разочарованием в любви. Она омолодила преждевременно
постаревшую душу, наполнила его пустое и праздное существование
содержанием и смыслом. Влюбленный Онегин даже чуть было не сделался
романтическим Ленским. Последние слова Татьяны, отняли у Онегина этот
смысл, погасившие всякую надежду на личное счастье. Именно чтобы
подчеркнуть трагедию героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии
сильнейшего нравственного потрясения.
Несмотря на взаимную любовь, они не могут быть вместе, быть
счастливыми. А виноваты в этом они сами, их собственные ошибки, их
неумение найти правильный путь в жизни и в этом заключается их трагедия.