Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для
исследования я выбрала три произведения: поэму А.Пушкина «Кавказский
пленник», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.Маканина
«Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения
рассказа Маканина «Кавказский пленный». Я вспомнила, что мы читали
рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким
названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить,
как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ
кавказского пленника.
Тема предопределила цели работы:
1. провести анализ текстов художественных произведений
2. сопоставить способы и приёмы изображения главного героя
3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.
Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных
нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить
по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью,
красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX
– XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа
послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе.
Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый
красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях
90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической
литературы, это проявилось в названии произведения.
В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели
разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем
же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник»
А.Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В.
Маканина.
В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы,
ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному
условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого
Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений,
мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы
является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной
пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины... » - писал
Пушкин
«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная
во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести
характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного
действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме
эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских
завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и
черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического
героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого,
но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой
поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и
свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу
духа, а попал в плен.
«Кавказский пленник» Толстого - рассказ-быль. Жилин попадает в
плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по
обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный
герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно,
делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в
плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.
Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так
называли всех русских пленников.
У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого
говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя
рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны,
не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому
состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все
время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз
остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему
сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.
Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский
пленный» а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение
слова «пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот,
кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша, но и
главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их
величавость, немая торжественность»
Как пленники сумели сбежать?
Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает
возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за
безответной любви гибнет «дева гор».
Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они
подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь,
дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.
Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем
отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по
службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина
переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило».
Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что
было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и
такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает
пленного ради своего спасения.
Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой
хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него
они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика,
который ненавидел русских.
У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.
Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имён
героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский
герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого
герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в
плен юношу с целью обмена.
Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных
ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У
Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а
у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота
местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки
горцев, слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки – горы?! Там и тут
теснятся их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год
бередит ему сердце их величавость, немая торжественность..." В
«Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского –
«красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти».
Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и
товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать
домой.
Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и выделили отличительные черты кавказских пленников.