|
|
Мармеладов Семен Захарович. Этот образ связан с одной из ведущих тем
в творчестве Достоевского – темой нищеты и унижения, в которых погибает
достойный человек.
Мармеладов - титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за 50,… с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Историю жизни этого героя мы узнаем из его собственных уст. Он рассказал Раскольникову, что пропил вещи своей второй жены, Катерины Ивановны. Из-за пьянства Мармеладова и страшной нищеты их семьи Сонечка пошла на панель. Мармеладов сознавал всю свою ничтожность и глубоко раскаивался во всех своих грехах. Но в то же время он не имел сил что-то изменить. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. Часто он вел себя очень театрально. «Жалеть! Зачем меня жалеть! – вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» В конце концов Мармеладов погиб, попав пьяным под копыта лошадей. Лужин Петр Петрович – деловой человек 45-ти лет, «с осторожною и
брюзгливою физиономией». Чопорный, угрюмый и высокомерный. Выбившись из
ничтожества, он высоко ценит свой ум и способности, любуется собой.
Больше всего в жизни Лужин ценит деньги, интересуется только ими. Но он
хочет показаться сведущим и прогрессивным человеком. Поэтому Лужин, со
слов своего друга Лебезятникова, разглагольствует о роли «науки и
экономической правды» в жизни человека. Лужин, пораженный красотой и
образованностью Дуни Раскольниковой, делает ей предложение. Его
самолюбию льстит, что такая девушка будет благодарна ему всю жизнь.
Кроме того, Лужин считает, что красивая и умная жена будет
способствовать росту его карьеры. Лужин ненавидит Раскольникова за то,
что тот выступает против его женитьбы на Дуне. Он пытается поссорить
Раскольникова с матерью и сестрой. С этим героем в романе связан
неприятный эпизод: на похоронах Мармеладова он незаметно сует в карман
Соне сто рублей, а затем обвиняет ее в краже. С помощью Раскольникова
Лужина позорно разоблачают.
Достоевский Ф.М. |
Просмотров: 8653 |
Добавил: admin | Дата добавления: 17.04.2009 |
Комментарии (0)
Лизавета – младшая, сводная сестра старухи-процентщицы. «Высокая,
неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, 35-ти лет, бывшая
в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь,
трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». У нее было
смуглое доброе лицо.
Л. была знакома с Раскольниковым, которому стирала рубашки, а также она дружила с Сонечкой Мармеладовой, с которой обменялась крестами. Л. была «тихая, кроткая, безответная, на все согласная». Этой безответностью пользовались мужчины, и Л. была постоянно беременна. Во время убийства своей сестры она неожиданно возвратилась домой и тоже стала жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня позже будет читать Раскольникову. И это неслучайно. Убийство такого беззащитного и доброго существа подтверждает страшную греховность «идеи» Раскольникова, осквернение им нравственного закона и человеческой души.
Достоевский Ф.М. |
Просмотров: 2029 |
Добавил: admin | Дата добавления: 17.04.2009 |
Комментарии (0)
Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих
детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная,
оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была
вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного
чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою
очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания.
Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же _ натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. "И слава богу, что помирает! Убытку меньше!" - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки. Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, "волнуясь и страдая и ломая руки". А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна на защиту
Достоевский Ф.М. |
Просмотров: 3463 |
Добавил: admin | Дата добавления: 17.04.2009 |
Комментарии (0)
В своем романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой реализует несколько
целей. Одна из них - показать развитие, “диалектику души” героев
произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель
подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной
и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал
почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого из них
по-разному: то врывается гибелью близкого человека, то впивается в
грудь осколком снаряда, порой пролетает мимо темной тенью, оставляя
беспокойство и страх, а порой - просветлением души, желанием жить
дольше и лучше.
Принято считать, что Наташа Ростова — любимая героиня Льва Толстого
Действительно, описания Наташи сердечны и многочисленны. "Черноглазая,
с большим ртом, некрасивая, но живая девочка" — такой мы впервые видим
Наташу. И с ее образом входит в роман тема "живой жизни". Переполненная
оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно
объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с
Николаем романс "Ключ", станцевать с Пьером. Толстой отмечал, что
"сущность ее жизни — любовь". В ней и соединились самые ценные качества
человека: любовь, поэзия, жизнь.
матери, какое будет
подано мороженое. И хотя графиня и сделала вид, что она недовольна и
возмущена невоспитанностью дочери, Наташа почувствовала, что ее
дерзость благосклонно принята гостями именно в силу ее естественности и
натуральности.
В произведениях Л. Толстого многое строится на контрапунктах, на
противопоставлениях. Одним из главных контрапунктов становится
противопоставление “жизни настоящей” и “жизни ложной”. При этом героев
толстовских произведений, в частности героев “Войны и мира”, можно
разделить на тех, которые живут “жизнью ненастоящей” — это, как
правило, люди светского, петербургского общества: фрейлина Шерер, князь
Василий Курагин, Элен Курагина, генерал-губернатор Растопчин, и тех,
чья жизнь исполнена настоящего смысла.
Жизнь настоящая проявляется независимо от ситуации всюду. Так, очень ярко изображается в романе жизнь семейства Ростовых. Ростовы прежде всего люди чувства, ощущения, им несвойственна рефлексия. Каждый член этого семейства чувствует жизнь по-своему, особенно, но вместе с тем во всех членах семейства есть что-то общее, объединяющее их, делающее их действительно семьей, представителями породы. А известно, какое значение придавал Толстой этому понятию в романе “Война и мир”. На именинном обеде, происходящем в доме Ростовых, Наташа решается на дерзость: она громко при всех гостях спрашивает у матери, какое будет подано мороженое. И хотя графиня и сделала вид, что она недовольна и возмущена невоспитанностью дочери, Наташа почувствовала, что ее дерзость благосклонно принята гостями именно в силу ее естественности и натуральности. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» – по-моему, одно из самых выдающихся
произведений русской и мировой литературы. Многие страницы этого романа
посвящены одной из «любимых» писателем тем – теме семьи. Писатель
считал, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражение те
несметные процессы, которые происходят в обществе. Толстой видел в
семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет
хорошим или плохим, а таковым его делает семья и та атмосфера, которая
господствует внутри нее. В романе показаны герои, которые проходят
определенный путь идейно-духовного развития, совершая многочисленные
ошибки, они стараются найти свое место в жизни, осознать свое
предназначение. Все эти герои показаны на фоне семейных отношений.
Россия XVIII столетия не знала философа, равного Радищеву по обширности
и глубине ума. С последовательностью и разносторонностью ученого он
рассмотрел и подверг уничтожающей критике в «Путешествии…» всю
самодержавно-крепостническую общественную систему, несущую народу горе.
«Путешествие…», всеобъемлющее по охвату фактов русской жизни, явилось как бы кодексом критических антимонархических и антикрепостнических высказываний. С присуще ему аналитической глубиной Радищев осветил связь таких явлений, как падение нравственности народа и разврат верхов («нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достает и до деревень»), как взаимная зависимость самодержавия и церкви. Он сказал, что узники неволи, власть и острие в руках имеющие», могут быть «наияростнейшими проповедниками ее», что цензура, останавливая шествие мысли, лишает печать ее функции оздоровителя общества. С особенной силой и страстью звучит обличающий голос писателя в главе «Спасская Полесть», где языком прозрачного иносказания нарисовано государство и двор Екатерины II, где царь предстает в одеждах, намокших от крови и слез народных, «первейшим в обществе убийцей, первейшим предателем», «ханжою и пагубным комедиантом». Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его
романтизм принято называть романтическим или элегическим. Героем многих
произведений Жуковского является мечтатель, все помыслы которого
устремлены в идеальный мир. Отсюда возникает противопоставление «здесь»
- и «там»-бытия («Там не будет вечно здесь»).часто у Жуковского, как и
других романтиков, мы встречаем мотив сна. И это закономерно, потому
что с ним связано двоемирие(стихотворение «Счастие во сне»).
Эти особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика. Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью. А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому. |
Обратная связь
Напишите администрации сайта |
Инструменты Полезные ссылки сайта
На всякий случай :) E-mail администратора: admin@hwka.ru |
Статистика Для рекламщиков и просто людей Для легкости Такие приятные ссылки :) Для ленивых |
Дизайн и создание сайта | © Copyright HWKA.ru 2009-2012. Все данные взяты из открытых источников и распространяются свободно, но при копировании ссылка обязательна. |