|
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
"Евгений Онегин" Пушкина и "Герой нашего времени" Лермонтова являются
основными произведениями в творчестве каждого из этих великих русских
писателей. Оба автора ставили перед собой задачу передать портрет героя
как образ современного человека с его характерными чертами. Пушкин и
Лермонтов изобразили героев примерно одного времени, периода,
исторически чрезвычайно важного для России.
Интересно, что в начале этих романов герои являются совершенно разными, но как схожи их образы становятся в конце произведений! Онегин - петербуржский повеса, получивший традиционное воспитание и поверхностное образование: Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А.
С. Пушкина "Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в
1844—1845 годах в журнале "Отечественные записки”. В свое время роман
"Евгений Онегин” вызвал многочисленные отклики современников. Все эти
отклики, в высшей степени противоречивые, отражали неустойчивость
эстетического сознания эпохи. Однако при всех разногласиях их
объединяло одно — непонимание гениального новаторства, оригинальности и
подлинного смысла пушкинского произведения. Белинский поставил себе
цель: "Раскрыть по возможности отношение поэмы к обществу, которое она
изображает”,— и весьма преуспел в этом.
Основной смысл эпизода заключается в том, что Онегин только после дуэли
понимает, что ничего не изменилось, что он по-прежнему подчиняется
правилам общества, от которого хотел убежать. Этот эпизод мы можем
назвать моментом истины, так как только после того как Онегин убил
Ленского, до него, наконец, дошла идея безысходности.
В этом эпизоде главными персонажами являются Онегин и Ленский, так как все действия вращаются вокруг них. Вспомогательными героями здесь являются слуга Онегина, Зарецкий, Ольга, Татьяна. Роман "Евгений Онегин” невозможно охарактеризовать одним понятием,
одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий,
находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому
удивительному произведению. Это и "энциклопедия русской жизни”, как
назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и
свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития
всей последующей литературы как XIX, так и XX века. "Пишу не роман, а
роман в стихах — дьявольская разница” — так сказал сам автор о своем
произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный,
дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин
предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей
точки зрения.
Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажется
вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу,
конечно, Евгений — кто же еще? Даже Татьяна и Ленский играют в романе
менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины,
соседи-помещики, светские денди, крестьяне.. И в школьных учебниках
можно про читать: главный герой романа — Евгений Онегин, типичный
молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно, без
Онегина и романа бы не было.
Строка из «Путешествия Онегина» об «упоительном» Россини называет
свойство художника: сохранять способность быть верным себе,
неподражаемым, своеобразным («вечно тот же») и уметь обновляться. Эти
качества, пленившие Пушкина в итальянском композиторе, открыты и в
авторе романа. В чем же он «вечно тот же»? Что составляет основу его
отношения к жизни — людям, природе, искусству?
Лиризм романа во многом обусловлен рельефностью образа автора. Об «образе автора» мы вправе говорить тогда, когда он оказывается не только повествователем, не только тайным свидетелем, но и прямым очевидцем и участником событий, в которых действует наряду с другими героями. Какие страницы романа позволяют нам представить себе автора как героя романа? Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин”, создавал не только образ
своего современника, не только отражение века. В каждой строчке романа,
в каждом действии и в каждой мысли героев — сам Пушкин. Но, раскрывая
самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя
своих представлений о женской красоте — красоте не только внешней, но и
духовной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и
мечты "об ангеле земном”. Поэтому, наверное, в русской литературе
женщины воспеты особенно впечатляюще. "Милый идеал” Пушкина — его
Татьяна — и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь
роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно
забываешь о том, что Татьяна Ларина — всего лишь мечта, представление
Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви
его, "одного из умнейших мужей России”. Кажется, что Таня — живой
реальный человек.
Преображение Татьяны в восьмой главе не было авторским произволом
Пушкина. Напротив, автор чутко слышал те возможности, которые
открывались в характере, им созданном. Неординарность натуры, так
убедительно раскрытая Белинским, как раз позволяет героине стремительно
преображаться, изменяться решительно. Еще в Москве кузины находили ее
«странной, провинциальной и жеманной». В Петербурге, через два примерно
года, мы видим Татьяну «величавой» и «небрежной законодательницей зал».
Отчужденность Онегина от поместного дворянства, жизненный кругозор
которого ограничен мыслями о "сенокосе, о вине, о псарне, о своей
родне”, привела его к полному отшельничеству в "господском доме
уединенном”. Появление в соседнем поместье молодого, образованного,
наделенного романтическим мироощущением поэта Владимира Ленского
нарушило одиночество Онегина. "В пустыне, где один Евгений мог оценить
его дары”, Ленский, естественно, "с Онегиным мечтал сердечно знакомство
поскорее свесть”. Что же представлял собой юный поэт, что отличало его
от той бездуховной социальной среды, к которой он принадлежал:
В романе "Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп
дворянского общества России начала девятнадцатого века, их быт и нравы,
жизнь крестьянства. Основная тема произведения — передовая личность и
ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным на
образах представителей дворянской интеллигенции — Онегина, Ленского,
Татьяны,
Образ Татьяны, созданный Пушкиным в "Евгении Онегине”, имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Здесь главной задачей Пушкина было показать тип простой, казалось бы обыкновенной, русской девушки, провинциальной "барышни”, лишенной каких бы то ни было романтических, необычных, из ряда вон выходящих черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной. |
Обратная связь
Напишите администрации сайта |
Инструменты Полезные ссылки сайта
На всякий случай :) E-mail администратора: admin@hwka.ru |
Статистика Для рекламщиков и просто людей Для легкости Такие приятные ссылки :) Для ленивых |
Дизайн и создание сайта | © Copyright HWKA.ru 2009-2012. Все данные взяты из открытых источников и распространяются свободно, но при копировании ссылка обязательна. |